Статьи

Статьи сборников, публикации членов Общества

29-04. БЕЗ УЧЕТА ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА НА ВЕРТОЛЕТАХ НЕ ПОВЫСИТЬ!

В.В. Козлов
доктор медицинских наук, профессор, член совета ОРАП,
член Экспертного совета в области ГА России

Повышение безопасности полетов на вертолетах остается актуальной проблемой, решение которой в значительной степени лежит в области психофизиологии профессиональной деятельности летчиков-вертолетчиков. Данное высказывание опирается на многолетний исследовательский опыт автора этих строк, который занимался изучением психофизиологических закономерностей деятельности летчиков при выполнении разного рода задач на вертолетах нескольких поколений, а также расследованием авиационных происшествий на указанном виде воздушных судов.
Известно, что в отличие от самолета пилотирование вертолета более сложное, что объясняется его меньшей устойчивостью и наличием дополнительного канала управления. Однако это то, что лежит на поверхности и без труда выявляется. Совсем другой дело установить психофизиологические особенности деятельности летчиков-вертолетчиков, не учет которых негативно сказывается на их профессиональной надежности и безопасности полетов. Поэтому данные особенности необходимо знать, реализовывать при обучении и учитывать в процессе деятельности.

29-01. СОСТОЯНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ И ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА В 2016 ГОДУ

А.Н. Морозов
Заместитель Председателя МАК, Председатель Комиссии по расследованию АП МАК

ОБЩАЯ ОЦЕНКА АВАРИЙНОСТИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЯ В 2016 г.
В 2016 году в гражданской авиации государств-участников межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства произошло 63 авиационных происшествия , , в том числе 28 катастроф, в которых погибли 74 человека.
В коммерческой авиации имели место 28 АП, в том числе 11 К, в которых погибли 44 человека.
Кроме того, имела место катастрофа самолета Ил-76ТД ФГБУ «АСК МЧС России» в Иркутской области, произошедшая при выполнении полета для тушения природного пожара, погибли 10 человек (без учета в статистике).
В авиации общего назначения имели место 35 АП, в том числе 17 К, погибло 30 человек.
В 2016 г. абсолютный показатель состояния безопасности полетов по всем видам авиационных работ (63 АП) ухудшился по сравнению с 2015 г. (56 АП), количество катастроф практически не изменилось – 28 К против 27 К. Количество погибших в катастрофах людей существенно снизилось: в 2016 г. погибли 74 человека, в 2015 г. – 116 человек.

29-02. УРОВНИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ И «ФОРМУЛА» РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ СОБЫТИЙ

В.В. Козлов
доктор медицинских наук, профессор, член совета ОРАП,
член Экспертного совета по вопросам ГА России

Наверное, для кого-то из руководителей будет откровением, что любая авиационная система, и прежде всего, авиакомпания, имеет многоуровневое строение, поэтому обеспечение безопасности полетов (БП) также реализуется на нескольких уровнях. При этом важно, чтобы каждый уровень отвечал предъявляемым к нему требованиям по обеспечению БП. Но, что это за уровни, каково их влияние, и какова ответственность на каждом из них за гарантирование главного свойства воздушно-транспортной услуги – безопасной перевозки пассажиров, т. е. безопасности полетов?
Отвечая на поставленный вопрос, целесообразно в каждой авиакомпании (и не только) выделять три уровня обеспечения БП, условно названные: а) системный; б) подсистемный и в) персональный. Рассмотрим содержание названных уровней и обоснуем рекомендации по повышению эффективности профилактики авиационной аварийности на каждом из них.

19-28. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА СГС-40ПУ № 86415Ш ВЕРТОЛЕТА МИ-8МТ № 94846


Иванов В.В.,
доцент, кандидат технических наук;
Кравченко В.Р.;
Власов Е.О.,
кандидат технических наук;
Журинский А.А.,
кандидат технических наук

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА СГС-40ПУ № 86415Ш ВЕРТОЛЕТА МИ-8МТ № 94846

В апреле 2005 года, в одной из авиационных частей, при выполнении перелета на перевозку личного состава по маршруту, произошел серьезный инцидент. Экипаж вертолета Ми-8МТ на 26 минуте полета обнаружил загорание табло «ГЕНЕР. 2 ОТКАЗАЛ», РИ-65 выдал сигнал «Отказал второй генератор». Бортовой техник по команде командира выключил генератор № 2. Через 2 минуты после загорания табло в районе главного редуктора появились посторонние шумы. Температура и давление главного редуктора были в норме.