Статьи
Статьи сборников, публикации членов Общества
Советская авиационная система разрушена, российская не создана: результат – самолето - вертолетопад!
В.В. Козлов
доктор медицинских наук, профессор,
член Экспертного совета в области гражданской авиации,
член Совета ОРАП
Наверное, название статьи ни у кого не вызывает сомнения в своей объективности. Оно отражает кратко и емко все то, что произошло в авиации за последние три десятилетия. На фоне бумажных, электронных и устных заявлений об ее успехах реальность оказалась трагической. Возникает справедливый вопрос: почему это случилось и что делать? Давайте попытаемся вместе разобраться.
Сначала вспомним, что за полтора месяца (с 6.07 по 18.08.21) в гражданской и военной авиации произошло 6 катастроф и 1 авария, а менее, чем за три месяца лета (с 19.06 по 27.08.21) – 11 авиационных событий (катастрофы, аварии, ЧП) в которых погибли 54 человека (информация из интернета). Еще два штриха к статистике. Самолет Ил-112В разбился, когда летел на шоу «Армия-2021» для демонстрации наших успехов в авиастроении, а Миг-29СМТ – в День воздушного флота. Знаковые явления. Хотя история не терпит сослагательного наклонения, но мы имеем право представить, какие бы последствия имела катастрофа самолета Ил-112В, если бы произошла на МАКСе. Благодаря Герою России М. Толбоеву самолет участия в авиасалоне не принял.
31-08. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ – ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
АВТОМАТИЗАЦИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ – ПЛЮСЫ И МИНУСЫ. ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ СОБЫТИЙ С ВЫСОКОАВТОМАТИЗИРОВАННЫМИ ВС. ПО МАТЕРИАЛАМ «КРУГЛОГО СТОЛА».
С.В. Зайко, Президент ОРАП
Автоматизация, роботизация в авиации, на самолёте и вообще в нашей жизни стала темой очень популярной в последнее время, да и мало кто сомневается в её необходимости и прогрессивности. Без этого уже давно сложно представить нашу жизнь и, казалось бы, уже столько было исследований и псевдо-исследований посвящено этой теме, и вроде всё уже ясно, но, тем не менее, остаются вопросы, требующие ответа.
На эту тему в рамках прошедшей в 2019 году 27-й Конференции ОРАП Обществом был организован круглый стол, в котором приняли участие А.Н. Морозов (МАК), А.А. Малиновский (Профсоюз ЛС РФ), заслуженный лётчик-испытатель В.В. Бирюков (ЛИИ им. Громова), лётчик-испытатель В. Широких (ГСС), А.Н. Сорокин (АО «ВИКОНТ-АВИА»). В ходе круглого стола им, а также участникам Конференции было предложено обсудить следующие вопросы:...
Психологический портрет руководителя-«аварийщика»
В.В. Козлов
доктор медицинских наук, профессор,
член Экспертного совета в области гражданской авиации,
член Совета ОРАП
Профилактика авиационных происшествий - ключевая проблема жизнедеятельности авиационной отрасли. Учитывая тот факт, что указанные события происходят в рамках определенной системы, управляемой конкретным руководителем, которого справедливо назвать после случившегося происшествия «аварийщиком», то в первую очередь возникает вопрос о принимаемых им ранее решениях, не обеспечившим ее (системы) надежное функционирование. В результате чего происходят все аварии и катастрофы. Попытаемся разобраться, почему такое случается.
Основа деятельности руководителя любого уровня – это принимаемые решения. Когда принимаемые решения не отвечают запросам практики, носят волюнтаристский характер, то избежать тяжелых событий такому руководителю не удается. Причиной неверных решений является не владение системным мышлением. Рассмотрим основные недостатки (изъяны) мыслительных процессов руководителя, не обладающего системным мышлением.
31-01. СОСТОЯНИЕ БП ГА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЯ В 2018 Г.
А.Н. Морозов, Заместитель Председателя МАК, Председатель Комиссии по расследованию АП МАК
ОБЩАЯ ОЦЕНКА АВАРИЙНОСТИ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОГЛАШЕНИЯ В 2018 г.
В 2018 году в гражданской авиации государств-участников межгосударственного Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства произошло 58 авиационных происшествий , в том числе 25 катастроф с гибелью 164 человек.
В коммерческой авиации имели место 34 АП, в том числе 15 К, погибли 143 человека.
В авиации общего назначения произошло 24 АП, в том числе 10 К, погиб 21 человек.
По государственной принадлежности воздушных судов авиационные происшествия распределились следующим образом...
31-02. РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ: БОРЬБА НРАВСТВЕННОСТИ РАССЛЕДОВАТЕЛЕЙ С НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ
РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ: БОРЬБА НРАВСТВЕННОСТИ РАССЛЕДОВАТЕЛЕЙ С НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ.
В.В. Козлов
доктор медицинских наук, профессор, член Совета ОРАП
Поводом для данного доклада стала информация, случайно обнаруженная мною в интернете в октябре 2018 года. Суть ее состояла в том, что молодого пилота авиации Балтийского флота за допущенную ошибку при пилотировании самолета приговорили (условно) к двум годам лишения свободы и начислили за повреждение ВС 27 млн. рублей. Информация вызвала у меня, естественно, бурю негодования. Очень захотелось помочь этому молодому пилоту. Я позвонил одному из военачальников, который дал мне его телефон. Связался с пилотом и попросил выслать мне все материалы по расследованию события, чтобы провести безвозмездно экспертизу.
Вот краткое описание произошедшего события.....
31-09. РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ ТОРМОЗА КТ196М150 САМОЛЁТА ТУ-214 RA-64521
А.Л. Тушенцов, Начальник отдела аварийных и отказавших объектов исследований авиационной техники, член Совета ОРАП, А.А. Шанявский, Начальник отдела металлофизических исследований авиационных материалов, д.т.н., А.А. Тушенцов, Начальник сектора. АР РФ.
РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ ТОРМОЗА КТ196М150 № 1100611 САМОЛЁТА ТУ-214 RA-64521 В СВЯЗИ С ИНЦИДЕНТОМ, ПРОИСШЕДШИМ 10.07.2018 (ПОЯВЛЕНИЕ ДЫМА В РАЙОНЕ ЛЕВОЙ СТОЙКИ ШАССИ).
10.07.2018 при выполнении руления на самолёте Ту‑214 RA‑64521 ФГБУ «СЛО «Россия» на предварительный старт в аэропорту города Сочи от диспетчера руления поступила информация о кратковременном появлении дыма в районе правой основной стойки шасси. Экипаж принял решение о возврате на место стоянки.
В Авиарегистр России поступили на исследование три разрушенных тормозных диска тормоза КТ196М150 № 1100611 и пять дисков, отбракованных при осмотре тормозных устройств самолёта Ту‑214 RA-64521 (рис. 1). Номера дисков, тормозов, даты выпуска, наработка и характер повреждений на момент инцидента приведены в таблице 1.
31-03. АВИАКАТАСТРОФЫ В РОССИИ: ДЕЛАЕМ ВИД, ЧТО ИЗВЛЕКАЕМ УРОКИ!
АВИАКАТАСТРОФЫ В РОССИИ: ДЕЛАЕМ ВИД, ЧТО ИЗВЛЕКАЕМ УРОКИ!.
В.В. Козлов, доктор медицинских наук, профессор, член Совета ОРАП
Трагедия с самолетом авиакомпании «Аэрофлот» – лидером гражданской авиации страны заставила вновь «вспомнить» о безопасности полетов. Но об этом конкретном случае говорить рано т. к. событие расследуется. И молчать нельзя. Такая повторяемость авиакатастроф в стране не может оставить равнодушным никого. Наступило время взглянуть на прошлые трагедии с позиций системного подхода, оценить какое влияние они оказали на повышение безопасности полетов и авиационную систему в целом. Иначе нельзя, трагедии продолжатся. Отсюда и цель статьи – помочь власти решить актуальные проблемы гражданской авиации. Поэтому давайте проанализируем прошлые авиакатастрофы и уроки, которые из них не извлекли. Автор этих строк принимал участие в расследовании ряда из нижеперечисленных и других авиационных происшествий в качестве эксперта или консультанта.
31-11. РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Е4 VERSION-A САМОЛЁТА DA 40 NG RA-02586
А.Л. Тушенцов, Начальник отдела аварийных и отказавших объектов исследований авиационной техники, член Совета ОРАП, А.А. Шанявский, Начальник отдела металлофизических исследований авиационных материалов, д.т.н., А.А. Тушенцов, Начальник сектора. АР РФ.
РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ Е4 VERSION-A № E4A-00147 САМОЛЁТА DA 40 NG RA-02586 В СВЯЗИ С ИНЦИДЕНТОМ, ПРОИСШЕДШИМ 21.06.2018 (ОТКАЗ ДВИГАТЕЛЯ В ПОЛЕТЕ) И ТОПЛИВНЫХ ФОРСУНОК ДВИГАТЕЛЯ Е4 VERSION-A № E4A-00144 САМОЛЁТА DA-40 NG RA-02585 В СВЯЗИ С ИНЦИДЕНТОМ, ПРОИСШЕДШИМ 27.07.2018 (ОТКАЗ ДВИГАТЕЛЯ В ПОЛЕТЕ).
21.06.2018 при выполнении учебно-тренировочного полёта на самолете DA-40 NG RA-02586 произошёл отказ двигателя. Посадка произведена благополучно в 43 километрах от аэродрома Ульяновск (Баратаевка). В бортовом журнале имеется запись экипажа: «Загорание табло ECU A, ECU В в полете с последующим увеличением температуры масла двигателя и падением давления масла».
В Авиарегистр России поступил на исследование двигатель Е4 version-A № E4A-00147 выпуска 08.05.2013 австрийской фирмой Austro Engine с наработкой с начала эксплуатации 1574 часа.
Исследование проводилось с целью определения причины отказа по методике, предусматривающей выполнение следующих работ:
Еще статьи...
- 31-17. РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ФОТОГРАММЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РАМКАХ РАССЛЕДОВАНИЙ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
- 31-24. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИНЫ РАЗРУШЕНИЯ КОРПУСОВ ОСЕВОГО ШАРНИРА 286-3914-261 РУЛЕВОГО ВИНТА
- 30-08. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ИНЦИДЕНТОВ С УЧАСТИЕМ ПТИЦ
- 30-09. РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ КАТАСТРОФЫ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22869 ООО «АК СКОЛ»