О состоявшейся 22-й Конференции ОРАП.

22-я международная научно-практическая конференция Общества независимых расследователей авиационных происшествий.

С 25-го по 27-е марта в парк-отеле «Олимпиец» прошла очередная 22-я ежегодная научно-практическая конференция Общества независимых расследователей авиационных происшествий «Расследования авиационных происшествий и их профилактика».

Повестка дня Конференции включала в себя 24 доклада по различной тематике, относящейся к проблеме безопасности полётов. Одним из первых на Конференции выступил В.В. Козлов, Член Совета ОРАП, сотрудник ОАО «Аэрофлот», с докладом «Теория и практика расследования авиационных событий, связанных с нестандартным действием пилота (специалиста)», где Валерий Владимирович представил новую концепцию классификации действий пилотов, наземного персонала, диспетчеров, вводя понятие «нестандартное действие» и по-новому описывая причинно-следственные связи авиационных событий.

Теме управления безопасностью полётов, управления рисками на разных уровнях, статистического анализа данных была посвящена серия докладов ведущих специалистов отрасли. Доклад авиакомпании «Волга-Днепр» «Проблемы внедрения СУБП: взгляд с позиции авиакомпании» был сделан В.В. Козловым при участии Ю.А. Малевинского. В докладе, помимо прочего, ещё раз указывается на многочисленные нестыковки документов ИКАО, а также на недостатки Российского законодательства в области расследования и предотвращения авиационных происшествий. А.Г. Гузий, член Совета ОРАП, сделал доклад «Теория и практика управления риском для безопасности полетов», представив взгляд на проблему со стороны авиакомпании «ЮТэйр», и в очередной раз подчеркнув, что управление безопасностью полётов является «бизнес-функцией» и подходить к построению СУБП надо именно с этих позиций.

Не менее интересный доклад под названием «Системный подход к отказоустойчивости на примере анализа показателей работы гражданской авиации в сфере продуктивности и безопасности» был сделан Евгением ван дер Гейстом, представляющим компанию SGI Aviation Services, и защищавший диплом на эту тему в Делфтском техническом университете в Нидерландах.

О необходимости более аккуратного использования статистических данных по авиационным инцидентам на Конференции говорил Президент Общества С.В. Зайко, затронув в своём докладе «Острожно – статистика!» тему недостаточной полноты и достоверности данных, получаемых государственными органами гражданской авиации, по авиационным инцидентам, особенно связанным с действиями экипажа. Он также проинформировал участников Конференции о работе региональной группы по безопасности полётов IE-REST/RASG-EUR Североатлантического и Европейского бюро ИКАО, в задачи которой, в частности входит, и разработка рекомендаций в области улучшения систем сбора и анализа данных об авиационных происшествиях и инцидентах, и пригласил заинтересованных коллег принять участие в работе группы.

В своём ежегодном докладе о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации стран СНГ в 2013 году А.Н. Морозов, заместитель председателя МАК, сообщил собравшимся о, в целом, неутешительных результатах. Несмотря на некоторое улучшение, по сравнению с прошлым годом, абсолютных показателей состояния безопасности полетов по всем видам авиационных работ (за 2013-й год произошло 47 авиационных происшествий, включая 20 катастроф), следует учитывать, что количество погибших в 2013-м году составило 135 человек против 127 человек в предыдущем году.

К сожалению анализ статистических данных по авиационным происшествиям с тяжелыми самолетами позволяет говорить о продолжающемся снижении профессионального уровня летного состава. По различным причинам в ряде авиакомпаний сложился дефицит подготовленных пилотов. С целью покрытия этого дефицита для переучивания пилотов на новую технику нередко практикуются сокращенные курсы, принимается на работу летный состав, не имеющий необходимого опыта и профессиональной подготовки, в том числе и на тренажерах, и не соответствующий квалификационным требованиям. В докладе А.Н. Морозова также были отмечены недостаточные знания летным составом режимов автоматического и «директорного» полета на современных высокоавтоматизированных самолетах и недостаточный уровень натренированности летного состава для ручного пилотирования.  Анализ АП с тяжелыми самолетами, как и в прошлом году, выявил наличие серьезных недостатков в организационной и административной деятельности авиакомпаний. Алексей Николаевич также вынужден был констатировать, что большинство рекомендаций МАК, направленных на устранение грубых нарушений правил выполнения полетов, совершенствование подготовки пилотов, эксплуатации и технического обслуживания ВС в авиации общего назначения, остаются нереализованными, а авиационные происшествия с ВС АОН повторяются из года в год по однотипным сценариям.

В продолжение разговора на Конференции была представлена краткая информация о ходе расследования катастрофы самолёта Б-737 в Казани, а также подробная презентация о ходе и о результатах завершившегося расследования катастрофы самолёта Ту-204 во Внуково в декабре 2012 года, подготовленная А.Н. Морозовым, Р.С. Секлетовым и А.С. Дяченко. Результаты исследования обстоятельств происшествия с вертолётом Ми‐8Т JU‐5566 в Монголии довёл до участников Конференции Ю.В. Чигирёв.

Серия докладов Государственного центра «Безопасности полётов» была представлена членом Совета ОРАП А.Л. Тушенцовым, А.А. Шанявским, И.А. Илларионовым, А.А. Тушенцовым. Интересные, наглядные и хорошо документированные доклады были посвящены исследованиям ГЦБП, связанным с авиационными инцидентами самолётов Ил-76ТД RA‐76446, Ан-26 RA‐26662, Ан-24 RA‐46619, Б-747 VQ-BHE и VP-BIM, вертолёта Ми-8 RA-22300.

З.Г. Омаров, Вице‐президент ОРАП, М.А. Омельянов, О.В. Лопатников, И.А. Уваров, представляя НИЦ ЭРАТ 4 ГНИИ МО, рассказали собравшимся о результатах исследования, проведённого Центром в рамках расследования ряда авиационных происшествий, в частности, с боевым вертолетом в октябре 2013 г. на посадочной площадке «Жулебино» ЛИК ОАО «Камов», с самолётом-бомбардировщиком, разрушившимся в воздухе, а также при расследовании инцидента с боевым вертолётом в августе 2013 г.

О проблемах обеспечения безопасности испытательных полётов, культуры на производстве, качестве расследования авиационных событий говорил В.С. Максименков в докладе «Анализ состояния безопасности полётов в лётно‐испытательных подразделениях холдинга ОАО «Вертолёты России». Тема авиационных происшествий с «Камовскими» вертолётами также стала предметом дискуссии в рамках совместного доклада МАК и ГЦБП «Отказы двигателей ТВ3‐117ВМА на вертолётах Ка‐32 из‐за разрушений лопаток турбины компрессора», представленного Т.Г. Гороховой в соавторстве с А.Л. Тушенцовым и А.А. Шанявским.

«Проблема обеспечения безопасного функционирования дополнительной системы электроснабжения воздушных судов СЛО «Россия»» стала предметом доклада С.М. Мусина.

В этом году, как и в предыдущем, организаторы постарались привлечь к активному участию в Конференции не только расследователей, но и представителей авиационной промышленности. В этом году участники Конференции имели редкую возможность познакомиться с некоторыми итогами эксплуатации самолёта Сухой Суперджет-100 (SSJ-100/RRJ-95B). В презентации «SSJ‐100. Мифы и реальность» И.Л. Виноградов, первый вице-президент ЗАО "ГСС", представил результаты статистических исследований, а также откровенно рассказал о проблемах, с которыми столкнулся самолёт в первые годы эксплуатации, о детских болезнях и перспективах их решения. Неподдельный интерес вызвала продемонстрированная Игорем Львовичем видео-подборка о лётных испытаниях самолёта в экстремальных условиях.

В этом году в рамках работы Конференции опробована концепция привлечения молодых специалистов к работе в области безопасности полётов. Трое аспирантов МГТУ ГА Фадин С.С., Петрова М.А., Харламов А.С. сделали информационные сообщения по направлениям своих работ «Повышение БП самолетов ИЛ‐76МД‐90А», «Повышение жаростойкости деталей горячего тракта ГТД», «Обеспечение безопасности полетов в условиях превышения пропускной способности воздушного пространства» соответственно. Студенты МГТУ ГА также оказывали помощь в проведении мероприятия. Организаторы Конференции надеются, что этот пробный камень не станет последним, позволит привлечь молодых людей к этой непростой сфере деятельности, и, с другой стороны, даст возможность студентам и аспирантам, а также профессорско-преподавательскому составу, который также участвовал в Конференции, повысить уровень преподавания, дипломных, кандидатских, докторских работ. Сотрудничество в этой области с МГТУ ГА стало возможным благодаря поддержке проректора по научной работе и инновациям В.В. Воробьёва.

Совет Общества также как всегда благодарен за поддержку, которую нам оказывают страховая компания "Альфа-страхование", группа компаний "Волга-Днепр", "Мотор-Сич", ГЦ БПВТ, ГосНИИ ГА, НИЦ ЭРАТ 4 ЦНИИ МО РФ, МАК! Общество также выражает благодарность за информационную поддержку интерне-порталам avia.ru и aviaport.ru, газете "Воздушный транспорт".

Повестка дня Конференции была очень насыщенной и некоторые доклады прозвучали в сильно сокращённом виде в связи с нехваткой времени. Материалы Конференции и статьи будут опубликованы в 26-м сборнике трудов Общества, а также на сайте Общества.