16-я Конференция ОРАП.

 С 25-го по 27-е марта сего года прошла очередная ежегодная научно-практическая конференция Общества независимых расследователей авиационных происшествий (ОРАП). Образованное в 1992-м году Общество, целью которого является «объединение независимых расследователей авиационных происшествий для содействия повышению уровня безопасности полетов за счет обеспечения расследования авиационных происшествий и инцидентов», в 16-й раз собрало в гостеприимном Центре международного сотрудничества «Олимпиец» в подмосковных Химках-12 на берегу Клязьмы специалистов по расследованию и предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, пилотов, инженеров, психологов. В работе Конференции «Расследования авиационных происшествий и их профилактика» в этот раз приняли участие более 90 специалистов органов расследования авиационных происшествий и инцидентов, авиационных администраций, ВВС, научно-исследовательских институтов, авиакомпаний, конструкторских бюро, страховых компаний России, Украины, Азербайджана, Латвии.

Открыл Конференцию доклад Межгосударственного авиационного комитета о состоянии безопасности полётов в гражданской авиации Государств-участников «Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства» в 2007 году. Заместитель председателя Комиссии по расследованию авиационных происшествий МАК Г.А. Ячменёв доложил собравшимся о существенном уменьшении количества погибших в авиакатастрофах по сравнению с 2006-м годом (92 против 465 в 2006-м) и, вместе с тем, об увеличении общего числа авиационных происшествий (45 против 33 в 2006-м), 44% из которых произошли с лёгкими и сверхлёгкими воздушными судами. Увеличение парка, интенсивности полётов, а вместе с ними и количества происшествий с лёгкими и сверхлёгкими ЛА (рост в 2 раза по сравнению с 2006-м годом), на фоне слабого контроля за их эксплуатацией и низкого уровня подготовки лётного и технического персонала, стали предметом особой озабоченности расследователей авиационных происшествий. Многочисленные рекомендации комиссий по расследованию авиационных происшествий, направленные на повышение уровня безопасности полётов в этой сфере авиаперевозок и предложения по разработке современной законодательной базы для полётов авиации общего назначения (АОН) остаются без ответа. Вместе с тем, был отмечен хороший уровень безопасности полётов на регулярных рейсах, количество авиационных происшествий и катастроф на 100 тыс. часов налета, на которых, на самолетах 1-3 классов государств-участников Соглашения составило 0.07.

Продолжил тему состояния безопасности полётов Заместитель начальника службы безопасности полётов Авиации Вооружённых Сил России Генерал-Майор В.А. Холманский. Поделившись цифровыми данными о потерях в государственной авиации за прошлый год, которые составили 6 самолётов, 8 вертолётов и 8 человек, В.А. Холманский отметил рост числа авиационных происшествий, связанных с отказами авиационной техники, процент которых по сравнению с общим количеством АП, составил в 2007-м году 36%, что более чем вдвое больше, чем аналогичный показатель в 2006-м году. Обеспокоенность СБП Авиации Вооружённых Сил высоким уровнем аварийности в государственной авиации в целом, который в 3...4 раза выше, чем в США и Европе (за исключением боевых потерь) ещё более возросла в этом году, после исследований, относительно финансовых потерь, которые ВВС будет нести после предполагаемого перевооружения на новую дорогостоящую технику. Так, по этим оценкам ежегодный материальный ущерб, наносимый Российской Федерации авиационными происшествиями, возрастёт в 12 - 15 раз.

К необходимости разработки современных мер по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в Государственной авиации призывал и доклад Военно-воздушной инженерной академии им. проф. Н.Е. Жуковского. Особенное место в его докладе было уделено проблеме нормирования уровня безопасности, определяемого отказами АТ по конструктивным и производственным недостаткам, который особенно низок в первые годы эксплуатации новой авиационной техники, что на фоне предстоящего технического перевооружения ВВС, и при отсутствии системы разработки мер по предотвращению авиационных происшествий, приведёт к значительным финансовым потерям.

Тема уровня безопасности полётов была продолжена докладом МАК «Анализ безопасности полётов самолётов с ГТД за 50-летний период эксплуатации в гражданской авиации СССР и Государствах-участниках соглашения».

Актуальные доклады по исследованиям авиационной техники были представлены Государственным центром "Безопасность полетов на воздушном транспорте" Министерства транспорта РФ и Государственным научно-исследовательским институтом эксплуатации и ремонта авиационной техники Министерства обороны.

Тема попадания птиц в двигательи на взлёте, поднятая докладом МАК о результатах расследования катастрофы самолёта Ан-12, происшедшей 29 июля 2007 года при взлёте из аэропорта "Домодедово", была продолжена докладом ГЦБП ВТ о результатах расследования инцидента с самолётом Б-737 в том же аэропорте.

Одной из крупных тем, поднятых на Конференции, стала тема обледенения воздушных судов при взлёте. Открыли обсуждение доклады специалистов Комиссии по Научно-техническому обеспечению расследования авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета о ходе расследования авиационных происшествий с самолётами фирмы Bobmardier (Canadair), произошедших в аэропортах Внуково, Алматы, Звартноц (Ереван) в прошлом и этом годах. В заключении прозвучал доклад ЛИИ им. Громова «Безопасность взлёта и посадки в условиях обледенения».

Ряд докладов о реализации программ по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов был представлен специалистами авиакомпании «Волга-Днепр», занимающей лидирующие позиции в области внедрения современных технологий поддержания безопасности полётов, и оценки рисков.

Авиакомпания «Аэрофлот - Российские авиалинии» была представлена двумя докладами по исследованиям в области «Человеческого фактора».

На конференции было доложено о предстоящих изменениях в документах ИКАО, касающихся расследования и предотвращения авиационных происшествий и инцидентов, а также оборудования воздушных судов бортовыми регистраторами.

В целом на Конференции за два дня прозвучало 25 докладов на актуальнейшие темы безопасности полётов. В дискуссии приняло участие большое количество участников - членов Общества и гостей, лейтмотивом выступлений большинства из которых являлась серьёзная озабоченность уровнем безопасности полётов и отсутствием действенных мер по предотвращению авиационных происшествий. Будучи самым представительным на постсоветском пространстве ежегодном форумом, конференция ОРАП ещё раз собрала не только специалистов по расследованию и предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, но и людей, искренне переживающих за всё происходящее в авиации в последние годы.

Все материалы конференции будут в ближайшее время опубликованы в Сборнике трудов ОРАП. Часть докладов будет также представлена на нашем интернет-сайте.

Конференция была проведена при финансовой и информационной поддержке страховой группы АВИКОС-АФЕС, группы компаний ВОЛГА-ДНЕПР, ОАО «Мотор Сич», ГосНИИ ГА, 13 ГНИИ МО РФ, ГЦБП ВТ, МАК.