О 30-й Конференции ОРАП. 2024
30-я юбилейная международная научно-практическая конференция Общества независимых расследователей авиационных происшествий.
С 29 по 30 мая 2024 года в подмосковном парк-отеле «Планерное» прошла 30-я юбилейная научно-практическая конференция Общества независимых расследователей авиационных происшествий «Расследования авиационных происшествий и их профилактика», собрав расследователей и специалистов в области безопасности полётов авиационных администраций, служб обеспечения воздушного движения стран СНГ, авиакомпаний, научно-исследовательских институтов, авиазаводов, конструкторских бюро, страховых компаний, органов расследования авиационных происшествий и инцидентов.
В рамках юбилейной Конференции участники вспомнили, как всё начиналось. 22 июня 1992-го года стараниями группы энтузиастов, среди которых были А.А. Куцков, В.Н. Венков, В.Е. Овчаров, К.В. Колыбин, Р.В. Сакач, В.А. Костиков, Ю.В. Настенко, А.А. Алексеева, В.В. Козлов, А.Д. Тарудько, В.В. Щербинский, Ю.М. Коровкин и др., на свет появилось Общество расследователей авиационных происшествий (ОРАП). Родившаяся в МАКе, идея создать общество, аналогичное Международному обществу расследователей авиационных происшествий «ISASI», нашла поддержку в ГНИИ ЭРАТ МО, ГНИИ Авиакосмической медицины, ГосНИИ ГА, МИИ ГА, ряде авиакомпаний и конструкторских бюро, в страховых компаниях (АТРАН, Волга-Днепр, Мотор-Сич, АФЕС, Авикос и др.). Первым президентом Общества стал Валерий Николаевич Венков, служивший тогда в ГНИИ ЭРАТ МО, затем ему на смену пришли Всеволод Ефимович Овчаров, в то время сотрудник МАКа, Константин Владиславович Колыбин, на момент своего президентства, работавший в НЦПЛГ ГосНИИ ГА.
Несмотря на то, что Общество создавалось по образу и подобию ISASI, его суть, цели и задачи, а также атмосфера, претерпели в процессе зарождения и развития существенные изменения. Общество стало проводить ежегодные Конференции, на которых выступали и присутствовали, как непосредственно расследователи авиационных происшествий и инцидентов, так и специалисты совершенно разных областей науки и техники, начиная с инженеров-исследователей авиационных материалов и сплавов и заканчивая специалистами авиационной медицины. Но Конференции ОРАП стали и местом апробации новых идей и концепций, бурно развивавшихся в 90-е годы энтузиастами, трибуной для, порой жарких, дискуссий и обсуждений. В отличие от ISASI, ОРАП стал публиковать выступления и доклады Конференции в отдельном ежегодном Сборнике, который за 32 года существенно потолстел, но как был, так и остаётся желанной книгой в библиотеке любого расследователя и просто заинтересованного авиационного специалиста. Главным же достоянием Общества стала атмосфера, возникшая на первой же Конференции и поддерживаемая все эти годы - атмосфера взаимопонимания, доверительного общения, профессиональной общности. Для такой, чрезвычайно сложной сферы деятельности, как расследование авиационных катастроф, изначально психологически тяжёлой и конфликтной, возможность пообщаться глаза в глаза пилоту и инженеру, метеорологу и диспетчеру, медику и специалисту по эргономике КБ, стала хорошей отдушиной и серьёзным подспорьем в профессиональной деятельности. Конференции послужили также прекрасной формой сохранения не только профессиональной, но и культурной общности людей, в одночасье разделённых границами суверенных государств. Членами Общества стало большое количество специалистов из всех государств бывшего Советского Союза.
С тех пор ОРАП, стараниями своих членов, стал авторитетной организацией, членство в которой стало почётным. Членами Общества могут стать только люди с определённым опытом участия в расследованиях авиационных происшествий и инцидентов.
В этом году повестку дня традиционно открыл доклад Директора Департамента МАК А.Н. Морозова, посвящённый итогам работы и состоянию безопасности полётов за 2023 год, в котором была дана общая оценка уровня аварийности в гражданской авиации государств СНГ, а также дан обзор наиболее резонансных расследований, проводимых МАК в последнее время. По результатам анализа причин авиационных событий за прошедшие годы были определены области повышенного риска в авиационной системе.
Член Совета ОРАП, д.м.н. В.В. Козлов выступил с докладом «Профилактика АП: управление рисками БП». В большей степени доклад рассчитан на целевую аудиторию людей, занимающих руководящие должности, но также явился полезным материалом для специалистов в этой области. Автор рассказал о правильном понимании и значимости системы управления безопасностью полетов (СУБП) для руководителей, и предложил свою авторскую методику оценки рисков БП.
О результатах расследования авиационного происшествия с самолетом L-410 UVP-E20 RA-67042, произошедшего 12.09.2021 в районе п.п. Казачинское Иркутской области доложил П.А. Комардин, чл. Совета ОРАП. МАК. Доклад оказался очень содержательным, в котором достаточно подробно были раскрыты причины и способствующие факторы, приведшие к АП.
А.Ф. Цихоцкий, чл. ОРАП выступил с докладом на тему: «Директивы летной годности как инструмент обеспечения БП». В своем докладе автор раскрыл проблемы, связанные с поддержанием летной годности ВС в гражданской авиации.
«Исследование обстоятельств авиационных происшествий – за границами традиционных подходов» - такой доклад был сделан А.С. Дяченко, чл. Совета ОРАП. МАК. Александр Сергеевич в своем докладе на трех конкретных примерах АП рассказал о новых методиках восстановления полетной информации.
Продолжил развитие темы о новых методиках восстановления полетной информации В.А. Лотарев. МАК. Василий Анатольевич доложил о результатах исследования видеозаписи в рамках расследования АП с самолетом BOREY BL018 RA-3175G. В докладе была освещена методика фотограмметрического анализа видеозаписи при наличии параллакса.
На Конференции прозвучал ряд докладов от авиакомпании ЮТэйр. А.Г. Гузий, д.т.н., проф., чл. Совета ОРАП выступил с докладом «Расследование авиационных событий как обязательный элемент интегрированного системного управления уровнем безопасности полетов». Продолжил развивать тему подходов к расследованию авиационных событий Д.В. Пономаренко с докладом о применении компетентностного метода.
О системе добровольных сообщений по безопасности полетов собравшимся рассказал С.А. Мельниченко. Директор МКАА «Безопасность полётов». В докладе были освещены множество аспектов, начиная от философии создания заканчивая лучшими практиками применения системы добровольных сообщений.
Завершил первый день Конференции дебютный доклад от представителя авиакомпании «Победа» Д.С. Абросимова. Руководителя группы анализа полетных данных. На тему: «Показатели БП. Практика АК Победа».
Вторая секция Конференции, была посвящена исследованию «аварийной» техники.
Первым с докладом на тему «Результаты исследования системы электроснабжения самолёта в связи с авиационным событием» выступил С.М. Мусин, д.т.н., проф., член ОРАП. Прозвучал ряд докладов от представителей «ОКБ им. А. Люльки» Филиал ОАО «УМПО» (М.А Артамонов; Д.С. Старшинов). Коллеги доложили об исследовании появления трещин в кольце перепуска ТРД самолета и о результатах анализа разрушений рабочей лопатки турбины низкого давления ГТД.
Авиарегистр России не престает нас радовать изобилием интересного материала, который был представлен большой группой докладчиков под авторством: А.Л. Тушенцова чл. Совета ОРАП, А.А. Шанявского д.т.н., проф. А.А. Тушенцова, А.П. Солдатенкова, М.А. Солдатенковой, Ж.И. Калининой, И.Б. Кузьмина, М.Г. Борисова, М.А. Тарасовой, И.А. Илларионова. Авторы доложили о наиболее интересных результатах специальных исследований, отказавших/разрушенных фрагментов, узлов и агрегатов самолётов и вертолетов, которые попали к ним в связи с расследованиями авиационных инцидентов и происшествий.
В рамках конференции состоялось награждение Памятным знаком «За исключительный вклад в развитие системы независимого расследования и обеспечения безопасности полётов». В этом году за многолетний труд по расследованию авиационных происшествий были удостоены наград многолетние члены Совета Общества – М.К. Яблоков в связи с 70-тилетием и Р.С. Секлетов, в связи с предстоящим 50-тилетним юбилеем.
В Конференции в этом году приняло участие более 80 специалистов. Результаты работы Конференции и научные работы членов Общества будут опубликованы в следующем, 33-м Сборнике ОРАП.
На протяжении 32 летнего существования ОРАП, во время социальных изменений и перемен, Общество также выполняет одну из важных задач сохранения преемственности поколений специалистов, молодые ученые перенимают опыт старших наставников внося новые идей, где определяется граница традиций и новаторства, а затем передают их своим потомкам. Таким образом 30-я юбилейная международная научно-практическая конференция Общества независимых расследователей авиационных происшествий в очередной раз подтвердила высокий профессиональный статус мероприятия, на котором обсуждаются актуальные проблемы безопасности полётов, причины и факторы, приведшие к авиационным событиям.