Советская авиационная система разрушена, российская не создана: результат – самолето - вертолетопад!
В.В. Козлов
доктор медицинских наук, профессор,
член Экспертного совета в области гражданской авиации,
член Совета ОРАП
Наверное, название статьи ни у кого не вызывает сомнения в своей объективности. Оно отражает кратко и емко все то, что произошло в авиации за последние три десятилетия. На фоне бумажных, электронных и устных заявлений об ее успехах реальность оказалась трагической. Возникает справедливый вопрос: почему это случилось и что делать? Давайте попытаемся вместе разобраться.
Сначала вспомним, что за полтора месяца (с 6.07 по 18.08.21) в гражданской и военной авиации произошло 6 катастроф и 1 авария, а менее, чем за три месяца лета (с 19.06 по 27.08.21) – 11 авиационных событий (катастрофы, аварии, ЧП) в которых погибли 54 человека (информация из интернета). Еще два штриха к статистике. Самолет Ил-112В разбился, когда летел на шоу «Армия-2021» для демонстрации наших успехов в авиастроении, а Миг-29СМТ – в День воздушного флота. Знаковые явления. Хотя история не терпит сослагательного наклонения, но мы имеем право представить, какие бы последствия имела катастрофа самолета Ил-112В, если бы произошла на МАКСе. Благодаря Герою России М. Толбоеву самолет участия в авиасалоне не принял.
Разве все это не доказательство серьезного системного кризиса в нашей авиации, как гражданской, так и военной. Сам Всевышней нам такими событиями и знаками кричит «Очнитесь, господа!». Если и сейчас государственной власти сделать вид, что ничего не произошло, то это только усугубит сложившуюся ситуацию. Уже сегодня безопасность полетов в гражданской авиации страны опустилась ниже, чем в африканских странах, а в военной - вызывает удручающие чувства. Назовите, уважаемый читатель, еще хоть одну страну, где в течение 44 дней произошли бы 6 катастроф и 1 авария в авиации!!!
Одним из первых отклик на происходящее представил в своем кратком системном анализе в интернете полковник - в отставке Виктор Алкснис. Вот перечень причин, которые, на его взгляд, привели к сложившейся ситуации (в кратком изложении):
1. Объединение ВВС, ПВО, ПРО и Космических Войск в один вид Вооруженных Сил РФ – Военно-Космические Войска.
2. Непродуманная политика реформ, проводимых уже тридцать лет в РФ.
3. Деиндустриализации страны, превращение ее в сырьевой придаток развитых стран. Уничтожение тысяч промышленных предприятий, в том числе авиационной отрасли, привело к утрате возможности выпускать современную авиационную технику.
4. Реформа Российской Академии Наук, которая практически привела к уничтожению отечественной фундаментальной и отраслевой науки. Под флагом «оптимизации» уничтожаются не только промышленные предприятия, но и авиационные конструкторские бюро, еще ни так давно создававшие лучшие в мире самолеты и вертолеты («Миг», «Ильюшин», «Туполев», «Миль», «Камов»).
5. Проводимая кадровая политика привела к тому, что на руководящие должности назначаются отнюдь не профессионалы, а так называемые «эффективные менеджеры».
6. Уничтожена система подготовки кадров ВВС (уничтожено большинство летных и инженерно-авиационных училищ; уничтожены все авиационно-технические училища и школы младших авиационных специалистов; по сути уничтожены имевшие мировую славу Военно-воздушная инженерная академия имени Жуковского и Военно-Воздушная академия имени Гагарина, которые перебазировали в г. Воронеж без профессорско-преподавательского состава и уникальной учебно-лабораторной базы).
7. По сути уничтожена система военных представительств на предприятиях оборонной отрасли, что привело к резкому снижению качества выпускаемой продукции, включая авиационную.
8. Закрыты большинства советских аэродромов базирования авиации. В СССР было 1450 аэродромов, сегодня 282.
9. Введение в Вооруженных Силах, в том числе и в ВВС, системы аутсортинга, которая резко ухудшила тыловое обеспечение. Возникли серьезные проблемы с обеспечением частей ВВС всем необходимым для их летной работы и боевого применения.
10. Была сломана сложившаяся за десятилетия система авиаремонтных предприятий ВВС.
Как говориться, не поспоришь. И все- таки попытаюсь чуть глубже заглянуть в причино – следственные отношения произошедших недавно и других трагедий, чтобы найти то, что скрыто от глаз людских.
Прежде всего давайте поймем, что авиация – это особая отрасль, где фундаментальным качеством, определяющим надежность ее функционирования, является духовность (духовно – нравственное развитие) руководителей и специалистов. Но это архиважное качество из авиации усиленно и успешно выхолащивают. Под духовностью понимаются убеждения человека, его ценности, стиль жизни, нормы поведения, опирающиеся на такие моральные понятия, как честь, совесть, стыд, сопереживание, долг, принципиальность, ответственность, уважение к законам и требованиям нормативных документов, непринятие негативного и др. Без духовности авиация надежной быть не может, как и любая другая отрасль, где высок риск, связанный с безопасностью (атомная энергетика, подводный флот, космонавтика). И авиаторы всегда выделялись, как носители высоких духовных качеств. Именно выхолащивание из авиации духовного, о чем я неоднократно писал, приводит к разрушению авиационной системы во всех его проявлениях (см. выше, В. Алкснис). Но почему выхолащивается духовность? Причина одна: непрофессиональная кадровая политика, что проявляется в назначении на руководящие должности в авиации людей, не имеющих базового авиационного образования (манагеров). Они не являются носителями авиационной духовности, поэтому своими решениями и действия выхолащивают ее. И не потому что «злодеи», а потому, что не понимают, что такое безопасность, как она формируется, обеспечивается, поддерживается. Их этому просто не учили. Им даже не понятно, что безопасность полетов (или любая другая) – это не только процесс, это прежде всего свойство и состояние авиационной системы. Но в их образование получение таких знаний не входило, поэтому их менталитету это все чуждо. Забота о безопасности у них интереса вызывать не может по определению. Им ближе по духу осваивать «бабки» и даже их «пилить». И по своим правилам игры, лишенным авиационной духовности, они заставляют играть всю подчиненную им систему, тем самым ее разрушая. Иногда, правда, встречаются с таким поведением и руководители с авиационным образованием. Но это исключение.
Авиационная духовность формируется с того момента, когда ребенок осознал, что хочет связать свою жизнь с авиацией. Наибольший импульс в своем развитии она получает в авиационном учебном заведении, а затем на производстве под руководством настоящих авиаторов. Но, когда мы получаем в силу проведенных реформ манагеров, т. е. руководителей в авиации, не имеющих авиационного образования, а следовательно, и авиационной духовности, и таких же руководителей в авиационных учебных заведениях, то нас ждет на выходе только один результат - самолето - и вертолетопад.
Опасность манагеров состоит и в другом. Они породили абсолютно новое явление, о котором мало еще кто задумывался, но суть его в том, что в авиации появились (благодаря им) современные Остапы Бендеры, то есть люди, жаждущие больших денег, поэтому рвущиеся на руководящие должности, но не имеющие при этом соответствующего образования, а также знаний, навыков и опыта работы. Их путь в авиации определяют манагеры. Объединившись, манагеры и Остапы Бендеры не просто выхолащивают, а растаптывают авиационную духовность и ведут нашу авиацию к катастрофам.
В советской авиационной системе безопасность полетов понималась как сплав авиационной духовности, профессионального управления и высокой ответственности. В российской авиационной системе, которую так и не создали в здоровом виде за тридцать лет, безопасность полетов пытаются обеспечить, опираясь на отказ от авиационной духовности, непрофессиональное манагерское управление и полную безответственность. Даже после тяжелых или серьезных событий все руководители – манагеры остаются на своих местах или двигаются выше. И мы хотим, чтобы в такой обстановке у нас не было самолето – вертолетопада?! Только в больном сознании может родиться возражение.
Нельзя не указать еще на один недостаток, который сегодня встречается повсюду, в т. ч. в авиации. Это отсутствие у руководителей философского мышления, т. е. мышления, построенного на знании законов общественного развития, философских категорий. Например, есть «явление», а есть «сущность», есть «форма», а есть «содержание». Когда акцент в мышлении делается на такие категории, как «явление» и «форма», то рождается то, что в народе называется показуха. Вот знакомый всем пример. Демонстрируются высокие показатели, делаются громкие заявления, а в реальности - череда трагедий. Или на руководящую должность назначили человека, т. е. по «форме» все нормально, но он не соответствует ее требованиям, т. е., с точки зрения «содержания», а это прокол. Или такой вариант. Назначили руководителя, исходя из близости и преданности, а на должности требовались духовность и профессионализм. И опять прокол. Но никто этого не хочет замечать. Отсюда и все последующие беды.
Надо честно признать, что в развитии авиации страны наступил новый этап. Первый этап, назовем его «ответственным», завершился с распадом СССР. Его отличало высокая духовность в отрасли, активное развитие собственного самолетостроения и авиации в целом, а также постоянный рост БП. Второй этап, правильно назвать, «смехотворным» или «юмористическим» (мир над нами смеялся), характеризовался выхолащиваем авиационной духовности, «похоронами» властью родного авиапрома, переходом на западные самолеты и появлением в отрасли «манагеров» (руководителей без авиационного образования) и, как следствие, снижение БП. Сейчас мы перешли к третьему этапу, который правильно определить, как «пародийный». Он характеризуется дальнейшим выхолащиванием авиационной духовности, расцветом в отрасли «манагерства», появлением «Остапов Бендеров», и «развитием» культуры безопасности полетов до такого уровня, когда экипажи с пассажирами на борту рисуют в небе фаллосы. При этом безопасность полетов опустилась до уровня самолето – и вертолетопада. Конечно, названия этапам можно предложить другие, но суть явления остается неизменной. Мир уже даже не знает: смеяться или плакать от такого пародийного развития нашей авиации. Про СУБП никто не вспоминает. Ее как не было, так и нет в авиационной практике.
Вот такая сложилась сегодня нездоровая низко –духовная, непрофессиональная и безответственная система, которая убивает нашу авиацию в прямом и переносном смыслах. Хотя об этом много писалось, но сегодня, к сожалению, доминирует принцип «собака лает- караван идет», но куда, простите, он идет? Последние трагедии в небе четко определили вектор движения и ответили на данный вопрос. Власть и ее уполномоченные органы до этого делали вид, что все у нас в авиации замечательно. Хотя уже давно это не соответствовало реальности. Теперь настало время задуматься, профессионально оценить случившееся и пересмотреть свои взгляды.
Итак, надо честно признать, что концепция манагерства в авиации полностью провалилась. Она привела только к выхолащиваю авиационной духовности, неэффективному управлению, полной безответственности и, как следствие, самолето – вертолетопаду. Если же вспомнить фразу одной исторической личности «Кадры решают все», то сохранение кадровой политики и не возрождение духовности оставит нашу родную авиацию на том же уровне, который ей определили современные манагеры и их результат труда - многочисленные авиационные происшествия. Примитивное «закручивание гаек» или перетасовка известных манагеров в сложившейся ситуации к успеху не приведут. Пока авиационные пироги будут печь какие – то «сапожники», то упавшую нашу родную авиации не поднять.