RA-22312.Ми-8АМТ.Шпицберген.2017

Завершено расследование катастрофы вертолёта Ми-8АМТ RA-22312 авиакомпании "Конверс Авиа", происшедшей 26.10.2017 г. в р-не Баренцбурга, арх. Шпицберген, Норвегия.

26.10.2017 вертолет, находящийся в эксплуатации АО "Авиакомпания "Конверс Авиа", выполнял полет по заказу ФГУП "ГТ "Арктикуголь" из н.п. Пирамида на п.п. Баренцбург на мысе Хееродден. В плохих погодных условиях вертолёт столкнулся с водной поверхностью, затонул и был обнаружен на глубине 209 м к северо-востоку от Хеероддена в заливе Исфьорден. Все 8 человек, находившиеся на борту, погибли. После обширных поисков на суше и в море на морском дне было обнаружено тело только одного погибшего. Расследование проводилось Бюро по расследованию происшествий Норвегии (AIBN) с участием МАК. Устройство спутниковой навигации и звуковой регистратор (CVR) были подняты вместе с вертолётом со дна залива, доставлены в МАК и расшифрованы. Блок памяти бортового параметрического регистратора (FDR) найден не был.

По заключению AIBN Норвегии

Потеря визуальных ориентиров в условиях низкой видимости, вероятно, привели к потере управления ВС. Вероятно, способствующими факторами явились сочетание низкой воздушной скорости, низкой высоты и меняющийся ветер, в том числе и попутный ветер с боковыми составляющими. По причине отсутствия данных, зарегистрированных параметрическим бортовым самописцем, прийти к однозначному заключению по поводу развития ситуации на последнем этапе полета не представляется возможным. Имеющиеся в наличии данные указывают на тот факт, что пилоты потеряли пространственную ориентировку.

... экипаж начал выполнять заход на посадку, несмотря на тот факт, что видимость была значительно ниже, чем установленные минимумы. Комиссия AIBN пришла к заключению, что АП произошло после потери экипажем визуальных ориентиров. Столкновение с поверхностью моря произошло с небольшой силой, и все лица, находящиеся на борту ВС, сумели покинуть вертолет. Ни один из находившихся на борту не имел надлежащего спасательного снаряжения для выживания в холодной воде.

Вертолет не был оснащен ни аварийно-спасательным плотом, ни аварийно-спасательными баллонетами. На тот момент не существовало требования авиационных властей относительно обязательной установки такого типа оборудования.

Всем находившимся на борту лицам пришлось покинуть вертолет в аварийном порядке. Они оказались в воде без аварийно-спасательных гидрокомбинезонов. Вертолет был оснащен спасательными жилетами для всех лиц на борту, но во время полета по маршруту н. п. Пирамида – п. п. Баренцбург ни одним из них не воспользовались ни члены экипажа, ни пассажиры.

Принимая во внимание температуры воздуха и воды, а также наличие ветра, спустя несколько минут у людей не осталось никакой возможности оставаться на поверхности воды по причине развития гипотермии.

В ходе расследования в деятельности филиала на п.п. Баренцбург были выявлены некоторые отклонения от правил в выполнении процедур авиакомпании. Комиссия AIBN рассматривает эти отклонения как признак того, что, возможно, филиал выработал собственные местные правила по некоторым областям своей деятельности, которые не совпадают со стандартами авиакомпании.

Рекомендации по повышению безопасности полётов

Комиссия AIBN рекомендует авиакомпании "Конверс Авиа" проводить систематические аудиторские проверки на п. п. Барнецбург и принять меры по достижению надлежащего высокого уровня безопасности.

Комиссия AIBN рекомендует Государственным гражданским авиационным властям Норвегии (SCAA) обеспечить проведение авиакомпанией "Конверс Авиа" систематических аудиторских проверок, определить стандарты безопасности полетов и принять меры для достижения надлежащего уровня безопасности.

Комиссия AIBN рекомендует Гражданским авиационным властям Норвегии расширить национальные правила в части распространения существующих требований по использованию надлежащего аварийно-спасательного оборудования на все типы вертолетов, эксплуатируемых в горных и пустынных районах и в районе Шпицбергена. Дополнительно, на вертолетах, эксплуатируемых на Шпицбергене над водной поверхностью вне зависимости от удаленности от береговой линии, рекомендуется установить аварийно-спасательные баллонеты.

Комиссия AIBN рекомендует Гражданским авиационным властям Норвегии расширить существующие требования к эксплуатации вертолетов в части эксплуатации вертолетов на территории Шпицбергена в условиях полярной ночи и внедрить требование о необходимости оборудовать данные ВС средствами для реализации возможности производства полетов по ППП, например, средствами позиционирования Глобальной навигационной спутниковой системы (GNSS).


Более подробно в базе данных ОРАП>>

С полным текстом отчёта можно познакомиться на сайте AIBN.