История основания

22 июня 1992-го года стараниями группы энтузиастов, среди которых были А.А. Куцков,  В.Н. Венков, В.Е. Овчаров, К.В. Колыбин, Р.В. Сакач, В.А. Костиков, Ю.В. Настенко, А.А. Алексеева, В.В. Козлов, А.Д. Тарудько, В.В. Щербинский, Ю.М. Коровкин и др., на свет появилось Общество расследователей авиационных происшествий (ОРАП).


Основание ОРАП. Кафедра МИИГА. 1992.Родившаяся в МАКе, идея создать общество, аналогичное Международному обществу расследователей авиационных происшествий «ISASI», нашла поддержку в Межгосударственном авиационном комитете, ГНИИ ЭРАТ МО, ГНИИ Авиакосмической медицины,  ГосНИИ ГА, МИИ ГА, ряде авиакомпаний и конструкторских бюро, в страховых компаниях (АТРАН, Волга-Днепр, Мотор-Сич, АФЕС, Авикос и др.). Первым президентом Общества стал Владимир Николаевич Венков, служивший тогда в ГНИИ ЭРАТ МО, затем ему на смену пришли Всеволод Ефимович Овчаров, в то время сотрудник МАКа, Константин Владиславович Колыбин, на момент своего президентства, работавший в НЦПЛГ ГосНИИ ГА.

1-я Конференция ОРАП. 1993.Несмотря на то, что Общество создавалось по образу и подобию ISASI, его суть, цели и задачи, а также атмосфера, претерпели в процессе зарождения и развития существенныеизменения. Общество стало также проводить ежегодные Конференции, на которых выступали и присутствовали, как непосредственно расследователи авиационных происшествий и инцидентов, так и специалисты совершенно разных областей науки и техники, начиная с инженеров-исследователей авиационных материалов и сплавов и заканчивая специалистами авиационной медицины. Но Конференции ОРАП стали и местом апробации новых идей и концепций, бурно развивавшихся в 90-е годы энтузиастами, трибуной для, порой жарких, дискуссий и обсуждений.

В отличие от ISASI, ОРАП стал публиковать выступления и доклады Конференции в отдельном ежегодном Сборнике, который за 20 лет существенно потолстел, но как был, так и остаётся желанной книгой в библиотеке любого расследователя и просто заинтересованного авиационного специалиста. Главным же достоянием Общества стала атмосфера, возникшая на первой же Конференции и поддерживаемая все эти годы - атмосфера взаимопонимания,доверительного общения, профессиональной общности. Для такой, чрезвычайно сложной сферы деятельности, как расследование авиационных катастроф, изначально психологически тяжёлой и конфликтной, возможность пообщаться глаза в глаза пилоту и инженеру, метеорологу и диспетчеру, медику и специалисту по эргономике КБ, стала хорошей отдушиной и серьёзным подспорьем в профессиональной деятельности. Конференции послужили также прекрасной формой сохранения не только профессиональной, но и культурной общности людей, в одночасье разделённых границами суверенных государств. Членами Общества стало большое количество специалистов из Украины, Беларуси, Азербайджана, Армении, Грузии, Таджикистана, Узбекистана, … со всего Советского Союза.

В соответствии с Уставом Общество в рамках действующего законодательства решает следующие задачи:

•  пропагандирует моральные и этические нормы поведения в профессиональной деятельности по расследованию авиационных происшествий и инцидентов;
•  оказывает содействие государственным и иным учреждениям и организациям, а также частным лицам в проведении расследования авиационных происшествий и инцидентов, в том числе путем осуществления независимых общественных расследований и экспертиз, обработки рекомендаций и программ предотвращения авиационных происшествий;
•  содействует защите законных прав и интересов членов Организации;
•  организует и проводит конференции, семинары, симпозиумы и другие мероприятия по проблемам расследования авиационных происшествий и инцидентов;
•  развивает и укрепляет взаимовыгодные связи с другими Российскими и зарубежными организациями в рамках уставной деятельности Организации;
•  организует и обеспечивает проведение встреч по вопросам стажировок, обмена опытом и других форм повышения квалификации специалистов в области расследования авиационных происшествий и инцидентов;
•  организует проведение лекций, выставок, демонстрационных показов и содействует внедрению научно-исследовательских разработок, а также свободного обмена информацией, касающейся развития и совершенствования методов расследования авиационных происшествий;
•  обобщает и пропагандирует опыт расследования авиационных происшествий и инцидентов;
•  содействует разработке и внедрению в практику новых перспективных методов и средств расследования;
•  устанавливает и поддерживает связи с неправительственными зарубежными организациями для реализации целей, определенных настоящим Уставом;
•  осуществляет информационную деятельность в электронных и печатных средствах массовой информации и информационных сетях (в порядке, определяемом действующим законодательством); ...

Ежегодные научно-практические Конференции собирают от 80 до 100 участников. На них заслушивается от 20...25 докладов. Представительство на конференциях охватывает все пространство СНГ: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Латвия, Россия (от запада до востока, включая Сибирь, Урал, Дальний Восток), Украина, Узбекистан, Казахстан). Наиболее полно представлена Украина: Укравиатранс, Украэрорух, АНТК «Антонов», "Мотор-Сич", Национальный авиационный университет, ....

С момента основания ОРАП, стараниями своих членов, стал авторитетной организацией, членство в которой стало почётным. Членами Общества могут стать только люди с определённым опытом участия в расследованиях авиационных происшествий и инцидентов. В 2000-м году Общество, в связи с изменением Российского законодательства и реорганизацией, стало называться «Общество независимых расследователей авиационных происшествий». И это добавленное в название слово, «независимых», всецело отражает суть Общества и его приверженность главным принципам расследования – профессионализм и независимость. Образовавшись на фоне пассионарного взрыва на территории СССР в начале 90-х, Общество стало средоточием энтузиазма в постоянном движении к истине. Сегодня это важная ячейка гражданского общества.

На нашем сайте Вы можете посмотреть небольшой фильм об истории ОРАП, созданный к его 20-тилетию.

 

Авторизация

Результаты расследований

RA-89011.RRJ-95B.Якутск.2018

Завершено расследование авиационного происшествия с самолётом Сухой RRJ-95B RA-98011 авиакомпании Якутия, происшедшего 10.10.2018 г. в аэропорту г. Якутск.

Подробнее...

RA-22312.Ми-8АМТ.Шпицберген.2017

Завершено расследование катастрофы вертолёта Ми-8АМТ RA-22312 авиакомпании "Конверс Авиа", происшедшей 26.10.2017 г. в р-не Баренцбурга, арх. Шпицберген, Норвегия.

Подробнее...

VQ-BJI.B-737.Сочи.2018

Завершено расследование авиационного происшествия с самолётом Boeing 737-800 VQ-BJI авиакомпании ЮТэйр, происшедшего 01.09.2018 г. в аэропорту г. Сочи.

Подробнее...

RA-14107.Ми-2.Чамлыкская.2019

Завершено расследование катастрофы вертолёта Ми-2 RA-14107, происшедшей 21.06.2019 г. в районе н.п. Чамлыкская (Краснодарский край).

Подробнее...

RA-67047.L410.Нелькан.2017

Завершено расследование катастрофы самолёта LET L410-UVP-E20 RA-67047 авиакомпании "Хабаровские Авиалинии", происшедшей 15.11.2017 г. в районе  п.п. Нелькан Хабаровского края.

Подробнее...

RA-61704.Ан-148.Домодедово.2018

Завершено расследование катастрофы самолёта Ан-148 RA-61704 авиакомпании "Саратовские авиалинии", происшедшей 11.02.2018 г. в районе а/п Домодедово (с. Степановское Раменского р-на Московской обл.).

Подробнее...

A6-FDN.B-737.Ростов-на-Дону.2016

Завершено расследование катастрофы самолёта Boeing 737-8KN A6-FDN авиакомпании FlyDubai, происшедшей 19.03.2016 г. в аэропорту г. Ростов-на-Дону.

Подробнее...