31-02. РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ: БОРЬБА НРАВСТВЕННОСТИ РАССЛЕДОВАТЕЛЕЙ С НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ

РАССЛЕДОВАНИЕ АВИАЦИОННОГО ПРОИСШЕСТВИЯ: БОРЬБА НРАВСТВЕННОСТИ РАССЛЕДОВАТЕЛЕЙ С НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ.

В.В. Козлов
доктор медицинских наук, профессор, член Совета ОРАП

Поводом для данного доклада стала информация, случайно обнаруженная мною в интернете в октябре 2018 года. Суть ее состояла в том, что молодого пилота авиации Балтийского флота за допущенную ошибку при пилотировании самолета приговорили (условно) к двум годам лишения свободы и начислили за повреждение ВС 27 млн. рублей. Информация вызвала у меня, естественно, бурю негодования. Очень захотелось помочь этому молодому пилоту. Я позвонил одному из военачальников, который дал мне его телефон. Связался с пилотом и попросил выслать мне все материалы по расследованию события, чтобы провести безвозмездно экспертизу.
Вот краткое описание произошедшего события.....


18 мая 2017 года состоялось выполнение первого самостоятельного полёта на боевом самолёте Су-27П. После приземления во второй половине пробега по ВПП «складываются» стойки шасси. Оказалось, что вместо выпуска тормозного парашюта лётчик совершил ошибочное действие с арматурой кабины, непреднамеренно поставив кран шасси в положение «Убрано», что привело к «проседанию» истребителя. Самолёт получил повреждения. Лётчик жив. В течение нескольких часов, аварийно-техническая команда авиационной части благополучно эвакуировала повреждённый истребитель в технико-эксплуатационную часть (ТЭЧ), где впоследствии был произведен восстановительный ремонт боевой машины собственными силами инженерно-авиационной службы части. Самолёт введён в строй, облётан и используется по боевому предназначению.

Согласно руководящим документам по расследованию авиационных происшествий в государственной авиации, данное событие классифицируется как серьёзный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна (Правила расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 2.12.1999 года №1329).

Однако военными юристами Балтийского флота молодой летчик был осужден по уголовной статье 351 УК РФ, «За нарушения правил полётов и подготовки к ним» и приговорён (условно) к двум годам лишения свободы, но с реально назначенной выплатой в счёт государства нанесённого ущерба в 27 млн. руб.

Справедливости ради, надо сказать, что таким решением были возмущены Командующий авиацией Балтийского флота, ветераны Краснодарского училища и многие летчики, кто хорошо знает из собственного опыта, что никакую деятельность, а тем более летную, без ошибок не освоить.

Случайно узнаю, что это не единственный случай в последние годы, когда военные юристы проявляют свой «профессионализм».

Материал доступен по подписке. Сборник №31.2019. ISBN 978-5-9904073-8-1