О 27-ой Конференции ОРАП. 2019

27-я международная научно-практическая конференция Общества независимых расследователей авиационных происшествий.

С 27-го по 28-е марта 2019 года в парк-отеле «Олимпиец» прошла очередная ежегодная научно-практическая конференция Общества независимых расследователей авиационных происшествий «Расследования авиационных происшествий и их профилактика», собрав расследователей и специалистов в области безопасности полётов авиационных администраций, служб обеспечения воздушного движения стран СНГ, авиакомпаний, научно-исследовательских институтов, авиазаводов, конструкторских бюро, органов расследования авиационных происшествий и инцидентов.

В Конференции приняли участие более 60 участников, прозвучали 30 докладов известных ученых и ведущих специалистов в области расследования авиационных происшествий и их профилактики, состоялся "круглый стол". Первым в рабочей повестке дня прозвучал доклад Заместителя председателя МАК А.Н. Морозова, посвящённый итогам работы и состоянию безопасности полётов за 2018 год, в котором была дана общая, весьма не радужная, оценка уровня аварийности в гражданской авиации государств СНГ, а также дан обзор наиболее значимых расследований, проводимых МАК в последнее время.

В.Д. Кофман в своём докладе, в свою очередь, опираясь на выводы и рекомендации МАК, направляемые в органы авиационной власти, проинформировал собравшихся об ответной реакции властей на рекомендации и дал оценку уровню реализации  мер по повышению безопасности полётов за последние годы, который асимптотически приближается к нулю. На примерах было продемонстрировано многолетнее пренебрежение подобными рекомендациями, поддержанными экспертным сообществом и направленных в адрес авиационных властей РФ членами Государственной Думы.

Начальник отдела расследования Службы безопасности полётов авиации Вооруженных Сил РФ Р.В. Ткаченко сделал доклад о состоянии безопасности в государственной авиации РФ за 2018 год.

Член Совета ОРАП Валерий Владимирович Козлов в своем выступлении «Расследование авиационного происшествия: борьба нравственности расследователей и непрофессионализма следователей» снова резко раскритиковал «обвинительные» подходы к исследованию обстоятельств катастроф.
Вопросы качества аэродромного обслуживания были подняты представителями авиакомпаний. Об особенностях аэродромного обеспечения в аэропортах РФ в зимний период на примере инцидента в Шереметьево рассказал В.П. Ляпин (АК «ЭйрБриджКарго»). Д.А. Ширяев (АК «Ютэйр») сделал доклад на тему «риск авиационных событий, обусловленных выкатыванием за пределы ВПП при посадке».

Вице-президент Профсоюза ЛС РФ, Вице-президент АКМЭЭМР А.А. Малиновский рассказал участникам Конференции о проблеме минимизации человеческого фактора в авиационных происшествиях в отсутствие научно-обоснованных критериев в понятии опытности пилотов в пилотировании по приборам.

В развитие данной темы, в рамках Конференции был организован «круглый стол», под общим названием «Автоматизация воздушных судов – плюсы и минусы. Особенности расследования событий с высокоавтоматизированными ВС». Отправной точкой для работы круглого стола явилась оперативная информация о недавней катастрофа самолёта Боинг-737 MAX, которая высветила не только возможные проблемы воздушного судна, но и вновь подняла тему недостатков подготовки экипажей, а также фундаментальные проблемы внедрения высокоавтоматизированных систем на воздушных судах, с которыми всем нам придется столкнуться в ближайшее время. К участию в «круглом столе» были приглашены А.Н. Морозов (МАК), А.А. Малиновский (Профсоюз ЛС РФ), заслуженный лётчики-испытатель В.В. Бирюков и …. (ЛИИ им. Громова), лётчик-испытатель В. Широких (ГСС), А.Н. Сорокин (АО "ВИКОНТ-АВИА"). Тема нашла широкий отклик у участников Конференции и закончилась продолжительной дискуссией, вышедшей далеко за рамки темы «круглого стола» и временных рамок.

Авиационный Регистр РФ, выполнивший в 2018 году рекордное количество исследований, сделал на Конференции целую серию докладов по результатам специальных исследований отказавших/разрушенных фрагментов, узлов и агрегатов самолётов и вертолетов, которые попали к ним в связи с расследованиями авиационных инцидентов и происшествий. Авторами проведенных работ стали член Совета ОРАП А.Л. Тушенцов, д.т.н. А.А. Шанявский, А.А. Тушенцов, А.П. Солдатенков, М.А. Тарасова, И.А. Илларионов, Г.А. Гуреев, В.Ф. Ицкович, Г.В. Медведев.

А.С. Дяченко (МАК) представил группу докладов о разработке инновационных методов копирования информации с разрушенных систем регистрации, с видео-регистраторов, с беспилотных летательных аппаратов, об использовании методов фотограмметрического анализа при расследовании авиационных происшествий.
Пример использования таких методов привел специалист МАК А.Л. Тимонин, столкнувшийся с отсутствием какой-либо достоверной информации, за исключением видеозаписи, при расследовании происшествия с планером.

Результаты исследования бесплатформенной ИНС учебного самолёта в связи с авиационным событием представил собравшимся С.М. Мусин, д.т.н., профессор, член ОРАП (АО «Технодинамика») в соавторстве с С.А. Прудинником, к.д.т.н., Д.Г. Дороховым, к.д.т.н. и  Д.А. Суторминым (НИЦ ЦНИИ ВВС МО РФ).

М.А. Артамонов, к.ф.-м.н. (ПАО «ОДК-УМПО» ОКБ им. А. Люльки)  рассказал участникам Конференции об особенностях исследования разрушенного трубопровода гидросистемы двигателя самолёта ВВС Индии.

Владимир Двоеглазов (АО «УЗГА») представил доклады о результатах некоторых исследований, проведённых Уральским заводом ГА в ходе ремонта узлов и агрегатов вертолётной техники.

Результаты работы Конференции и научные работы членов Общества будут опубликованы в следующем, 31-м Сборнике ОРАП.
Успех проведения Конференции, как и в прошлые годы, был обусловлен той заинтересованностью и энтузиазмом людей – выступавших и участвующих, который и характеризует настоящих специалистов в области безопасности полётов, для которых авиация – не просто, и не столько, бизнес, а состояние души, дело всей жизни.

Общество независимых расследователей авиационных происшествий ещё раз выражает искреннюю признательность за поддержку в организации Конференции и издания Сборника страховую компанию «Альфа‑страхование», группу компаний «Волга-Днепр», РААКС, McLarens, НТЦ ЭРАТ, Авиарегистр РФ, ГосНИИ ГА, ИТБП, НИЦ ЭРАТ 4 ЦНИИ МО РФ, МАК.

В завершение хотели бы напомнить Вам о том, что следующая, 28-я Конференция Общества пройдёт по традиции в конце марта. Приглашаем всех коллег к участию и организации Конференции. Следите за информацией на сайте Общества.

27 Конференция ОРАП 2019