30-21. ОБЛЕДЕНЕНИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ – ПРИЧИНА АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Обледенение

А.А. Глушатов
член ОРАП

Рассматривая обледенение летательных аппаратов (ЛА) как причину авиационных происшествий (АП), следует иметь в виду, что практически все случаи, связанные с обледенением, происходили при сочетании многих неблагоприятных факторов, совокупность которых приводила к возникновению и развитию аварийных ситуаций.
Основные причины АП, связанных с обледенением, и факторы в цепочках причинно-следственных связей:
– взлет самолета с наземным обледенением критических аэродинамических плоскостей;
– обледенение воздухозаборников и деталей входа в двигатели при их длительной работе на низких режимах, при которых противообледенительные системы (ПОС) не эффективны;
– игнорирование предупреждений метеослужбы об условиях возможного обледенения на маршруте с поздним решением об обходе грозового фронта;
– не своевременное включение (или вообще не включение) противообледенительных систем ПОС;
– обледенение приемников полного давления (ППД);
– не соблюдение летных ограничений, касающихся предотвращения АП в условиях обледенения;
– слабые знания в области метеорологии в части опасных условий обледенения.

Перечисленные причины (перечень не полный) являются одновременно и факторами, то есть, следствиями действиями человека (человеческий фактор). При соблюдении требований Руководств по летной эксплуатации (РЛЭ), Руководств по технической эксплуатации (РТЭ) летательных аппаратов и других руководящих документов большинство АП могли быть предотвращены.
Естественно, научно-техническое сопровождение эксплуатации ЛА по тематике обледенения должно обеспечивать своевременное дополнение документации, совершенствование ПОС и технологии противообледенительной обработки (ПОО), обучение летного и технического состава, в том числе и по конкретным случаям АП и инцидентов, которых более чем достаточно.
Надо обратить внимание на то, что не редко происходит повторение одних и тех же ошибок, которые ранее основательно разобраны и доведены до личного состава. Значит не всегда усвоение полученных знаний выходит на уровень понимания с осознанием ответственности и физической сущности происходящего...

Материал доступен по подписке. Сборник №23.2018. ISBN 978-5-9904073-7-4

Авторизация

Результаты расследований

RA-89011.RRJ-95B.Якутск.2018

Завершено расследование авиационного происшествия с самолётом Сухой RRJ-95B RA-98011 авиакомпании Якутия, происшедшего 10.10.2018 г. в аэропорту г. Якутск.

Подробнее...

RA-22312.Ми-8АМТ.Шпицберген.2017

Завершено расследование катастрофы вертолёта Ми-8АМТ RA-22312 авиакомпании "Конверс Авиа", происшедшей 26.10.2017 г. в р-не Баренцбурга, арх. Шпицберген, Норвегия.

Подробнее...

VQ-BJI.B-737.Сочи.2018

Завершено расследование авиационного происшествия с самолётом Boeing 737-800 VQ-BJI авиакомпании ЮТэйр, происшедшего 01.09.2018 г. в аэропорту г. Сочи.

Подробнее...

RA-14107.Ми-2.Чамлыкская.2019

Завершено расследование катастрофы вертолёта Ми-2 RA-14107, происшедшей 21.06.2019 г. в районе н.п. Чамлыкская (Краснодарский край).

Подробнее...

RA-67047.L410.Нелькан.2017

Завершено расследование катастрофы самолёта LET L410-UVP-E20 RA-67047 авиакомпании "Хабаровские Авиалинии", происшедшей 15.11.2017 г. в районе  п.п. Нелькан Хабаровского края.

Подробнее...

RA-61704.Ан-148.Домодедово.2018

Завершено расследование катастрофы самолёта Ан-148 RA-61704 авиакомпании "Саратовские авиалинии", происшедшей 11.02.2018 г. в районе а/п Домодедово (с. Степановское Раменского р-на Московской обл.).

Подробнее...

A6-FDN.B-737.Ростов-на-Дону.2016

Завершено расследование катастрофы самолёта Boeing 737-8KN A6-FDN авиакомпании FlyDubai, происшедшей 19.03.2016 г. в аэропорту г. Ростов-на-Дону.

Подробнее...