29-04. БЕЗ УЧЕТА ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТА НА ВЕРТОЛЕТАХ НЕ ПОВЫСИТЬ!

В.В. Козлов
доктор медицинских наук, профессор, член совета ОРАП,
член Экспертного совета в области ГА России

Повышение безопасности полетов на вертолетах остается актуальной проблемой, решение которой в значительной степени лежит в области психофизиологии профессиональной деятельности летчиков-вертолетчиков. Данное высказывание опирается на многолетний исследовательский опыт автора этих строк, который занимался изучением психофизиологических закономерностей деятельности летчиков при выполнении разного рода задач на вертолетах нескольких поколений, а также расследованием авиационных происшествий на указанном виде воздушных судов.
Известно, что в отличие от самолета пилотирование вертолета более сложное, что объясняется его меньшей устойчивостью и наличием дополнительного канала управления. Однако это то, что лежит на поверхности и без труда выявляется. Совсем другой дело установить психофизиологические особенности деятельности летчиков-вертолетчиков, не учет которых негативно сказывается на их профессиональной надежности и безопасности полетов. Поэтому данные особенности необходимо знать, реализовывать при обучении и учитывать в процессе деятельности.

Прежде всего, разберемся с тем, что такое с точки зрения психофизиологии пилотирование вертолета. Пилотирование вертолета (самолета) – это совмещенная деятельность, о чем, к сожалению, до сих пор мало известно в авиационной среде, объединяющая четыре частных вида деятельности: управление ВС, пилотажную ориентировку, навигационную ориентировку и ведение осмотрительности. В основе такого разделения целостной деятельности пилотирования на частные лежит принцип предметности. Т. е. пилотирование многопредметная деятельность, включающая несколько отдельных предметов: первый предмет – обеспечение движения ВС (частная деятельность – управление ВС), второй – оценка положения ВС относительно земной поверхности, вектора силы тяжести, осей X, Y, Z (ведение пилотажной ориентировки), третий – оценка положения ВС относительно значимых небесных и наземных ориентиров (ведение навигационной ориентировки), обнаружение объектов, могущих негативно повлиять на БП (ведение осмотрительности). Вот четыре предмета и четыре вида частных деятельностей, которые летчик реализует при пилотировании ВС. Важно знать, что эти виды деятельности регулируются самостоятельными психическими механизмами, которые между собой взаимодействуют. Особенность данного взаимодействия заключается в том, что оно осуществляется не по типу взаимосодействия, а носит конкурирующий характер....

Материал доступен по подписке. Сборник №29.2017. ISBN 978-5-9904073-6-7