29-08. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ НИЗКОГО КАЧЕСТВА РАССЛЕДОВАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ИНЦИДЕНТОВ И ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НА УРОВНЕ АВИАКОМПАНИИ

А.Г. Гузий
Заместитель директора по управлению безопасностью полетов, член Совета ОРАП, доктор технических наук, профессор, ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»
А.В. Мишин
Заместитель директора по инспектированию – Начальник инспекции по безопасности полетов, член ОРАП, ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»
Ю.А. Майорова
и.о. зав. кафедрой Московского психолого-социального университета, кандидат педагогических наук

Международные и государственные стандарты безопасности предписывают всем поставщикам авиационного обслуживания, включая эксплуатантов воздушных судов (ВС), внедрять и совершенствовать системы управления безопасностью полетов (СУБП), соответствующие текущему уровню развития авиапредприятия и достигнутому уровню безопасности полетов (БП) [1-3]. Согласно основному постулату менеджмента, управлять можно только тем, что измеримо. Измерить или оценить уровень БП, как состояния эксплуатируемой авиационно-транспортной системы (АТС), возможно лишь при наличии достоверных и полных данных о всех авиационных событиях, имевших место в анализируемый период, и исчерпывающей информации о их причинах и факторах опасности (ФО), прямо или косвенно обуславливающих и способствующих развитию этих событий, а также о выявленных в ходе расследования сопутствующих ФО, но в итоге не повлиявших на развитие расследуемого события.

Поэтому процедурам расследования и анализа авиационных событий в СУБП эксплуатанта ВС отводится главенствующая роль. Качество и глубина расследования – необходимое условие формирования базы данных, обеспечивающей достоверное оценивание текущего уровня БП, как основную процедуру, обязательную для любой СУБП [4]. Расследование авиационных происшествий (АП), согласно авиационному законодательству РФ, возлагается на Межгосударственный авиационный комитет (МАК) [5]. От эксплуатантов ВС и других поставщиков услуг Постановление Правительства РФ № 1215 требует регулярного представления информации об идентифицируемых ФО, в первую очередь, – о тех, которые проявляются в авиационных событиях[6].
Наиболее часто повторяющиеся из подлежащих обязательному расследованию авиационных событий – авиационные инциденты (АИ) и повреждения ВС (ПВС). Именно поэтому информация о них – наиболее важная и значимая при реализации процедур оценивания и управления уровнем БП в рамках СУБП каждого эксплуатанта ВС и других поставщиков услуг. Достоверность информации об авиационных событиях и об обуславливающих их ФО во многом зависит от качества расследования, глубины системного и факторного анализа причин и причинно-следственных связей. Расследование ПВС, АИ и серьезных инцидентов (СИ) возлагается на государственные регулирующие органы (территориальные управления воздушного транспорта). Как правило, расследование проводится назначаемой приказом комиссией под председательством представителя регулирующего органа, с включением в состав комиссии представителей эксплуатантов и других поставщиков услуг....

Материал доступен по подписке. Сборник №29.2017. ISBN 978-5-9904073-6-7