29-15. О ПРИЧИНАХ МАССОВОЙ ОТБРАКОВКИ ПО ТРЕЩИНАМ ПОЯСОВ КРЕПЛЕНИЯ КРОНШТЕЙНОВ НАВЕСКИ СТАБИЛИЗАТОРОВ САМОЛЕТОВ ТИПА RRJ-95 (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

А.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России, член Совета ОРАП
А.А. Шанявский
Начальник отдела Авиарегистра России, доктор технических наук
А.А. Тушенцов
Начальник сектора Авиарегистра России

22.12.2016 в ПАО «Аэрофлот» при проведении детального осмотра узлов крепления кронштейнов навески стабилизатора согласно решению АО «ГСС» от 22.12.2016 № RRJ0000-OR-470-9582 на самолете RRJ 95В RA-89017 были обнаружены трещины на проушинах нижних поясов Т7.92.3100.143.002.73/С и Т7.92.3100.144.002.73/С.
По решению Росавиации пояса с трещинами направлены в Авиарегистр России для исследования.
23.12.2016 в ФГБУ «АСК МЧС России» при проведении разового контроля узлов крепления кронштейнов навески стабилизатора на самолете RRJ-95LR-100 RA-89067 обнаружена трещина на перемычке проушины правого нижнего пояса Т7.92.3100.144.002.73/С. По решению начальника ТСЦ АО «ГСС» пояса Т7.92.3100.143.002.73/С и Т7.92.3100.144.002.73/С (с трещиной) направлены на исследование в Авиарегистр России.

По состоянию на 26.12.2016 трещины на поясах Т7.92.3100.143.002.73 и Т7.92.3100.144.002.73 обнаружены на 28 самолетах RRJ-95В.
В Авиарегистр России из ПАО «Аэрофлот» поступили на исследование нижние пояса Т7.92.3100.143.002.73/С и Т7.92.3100.144.002.73/С крепления кронштейна навески стабилизатора самолета RRJ-95В RA-89017 в связи с обнаружением трещин на двух проушинах. Пояса поступили на исследование в сборе с втулками 18 22 20 15Хим.Пас. ОСТ 1 11125-73. Совместно с поясами поступили на исследование втулка Т7.92.3100.077.000.73 с шайбой и болт Т7.92.3100.078.000.73 с гайкой и шайбой.
Самолет RRJ-95В RA-89017 наработал с начала эксплуатации 3887 часов, совершил 2447 полетов.
Из ФГБУ «АСК МЧС России» представлены на исследование пояса Т7.92.3100.143.002.73/С и Т7.92.3100.144.002.73/С крепления кронштейна навески стабилизатора самолета RRJ-95LR-100 RA-89067, на которых при проведении разового контроля выявлена трещина на перемычке.
Самолет RRJ-95LR-100 RA-89067 выпуска 26.03.2016 наработал с начала эксплуатации 199 часов, совершил 223 посадки.
Исследование проводилось с целью определения причин образования трещин на поясах Т7.92.3100.143.002.73/С и Т7.92.3100.144.002.73/С по методике, предусматривающей выполнение следующих работ:
–    оценка технического состояния деталей при поступлении на исследование;
–    вскрытие имеющихся трещин на поясах и анализ изломов с использованием бинокулярного микроскопа;
–    геометрические измерения;
–    металлографический и спектральный анализы материалов деталей;
–    измерение твердости материала поясов;
–    анализ полученных результатов и формирование заключения.
Пояса Т7.92.3100.143.002.73/С и Т7.92.3100.144.002.73/С крепления кронштейна навески стабилизатора самолета RRJ 95В RA 89017 в состоянии поступления на исследование в сборе с втулками 18 22 20 15Хим.Пас. ОСТ 1 11125-73, а также втулка Т7.92.3100.077.000.73 с шайбой и болт Т7.92.3100.078.000.73 с гайкой и шайбой показаны на рис. 1. Конструкция узла крепления кронштейна навески стабилизатора показана на рис. 2.
Пояса Т7.92.3100.143.002.73/С и Т7.92.3100.144.002.73/С (рис. 3) крепления кронштейна навески стабилизатора самолета RRJ 95LR 100 RA 89067 поступили на исследование в сборе с втулками 18 22 20 15Хим.Пас. ОСТ 1 11125-73.
В результате оценки технического состояния деталей самолета RRJ 95В RA-89017 установлено, ...

Материал доступен по подписке. Сборник №29.2017. ISBN 978-5-9904073-6-7