29-13. СВЕРХМНОГОЦИКЛОВАЯ УСТАЛОСТЬ КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ЦЕНТРАЛЬНОГО ПРИВОДА И КОРОБКИ ПРИВОДОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ПС-90А

А.А. Шанявский
Начальник отдела Авиарегистра России, з. д. н. РФ, д. т. н.
А.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России
М.А. Солдатенкова
Начальник сектора Авиарегистра России

Обобщение опыта эксплуатации зубчатых колес редукторов, которые на разных этапах претерпели разрушения в эксплуатации, показало следующее. Во многих случаях из-за наличия, например, дефекта материала, или из-за выкрашивания зубьев венца колеса, а также по другим причинам наработка в эксплуатации зубчатого колеса к моменту его разрушения составляет более 109 циклов. Это означает, что разрушения зубчатых колес реализуются, как правило, в области сверхмногоцикловой усталости.

В соответствие с существующими стандартами, для всех металлов построены усталостные кривые, на которых зафиксирован уровень напряжения, названный «пределом усталости», ниже которого разрушения материала не должны происходить. Его определяют на базе 107 – 108 циклов, когда разрушения испытываемых образцов исследуемого материала не наблюдают. На основе указанного понимания поведения металла проведены прочностные расчеты и определены ресурсы всех эксплуатируемых элементов конструкции.
На самом деле, как указано выше, например, применительно к зубчатым колесам на момент разрушения реализуется такое количество циклов нагружения, что это соответствует совсем иным представлениям о поведении металла, поскольку механизмы накопления в нем повреждений являются иными.

...

Материал доступен по подписке. Сборник №29.2017. ISBN 978-5-9904073-6-7