О 26-ой Конференции ОРАП. 2018

26-я международная научно-практическая конференция Общества независимых расследователей авиационных происшествий.

С 28-го по 29-е марта сего года в парк-отеле «Олимпиец» прошла очередная ежегодная научно-практическая конференция Общества независимых расследователей авиационных происшествий «Расследования авиационных происшествий и их профилактика», собрав расследователей и специалистов в области безопасности полётов авиационных администраций, служб обеспечения воздушного движения стран СНГ, научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро, органов расследования авиационных происшествий и инцидентов.

В Конференции приняли участие более 70 участников, прозвучали 22 доклада известных ученых и ведущих специалистов в области расследования авиационных происшествий и их профилактики. Первыми в рабочей повестке дня прозвучали доклад Заместителя председателя МАК А.Н. Морозова, посвящённый итогам работы и состоянию безопасности полётов за 2017 год. Алексей Морозов в своём докладе привёл подробную информацию о результатах расследования авиационных происшествий, проинформировал о разработанных рекомендациях по предотвращению катастроф в будущем, основной из которой, к сожалению, является повторяющаяся из года в год рекомендация, адресованная главам авиационных администраций государств-участников Соглашения под номером 1: «Обеспечить постоянную практику проверки выполнения принятых решений и мероприятий по безопасности полетов. Отработать систему обязательного и оперативного реагирования на рекомендации комиссий по расследованию авиационных происшествий с доведением рекомендаций до конкретных планов мероприятий с контролем сроков их исполнения».

Начальник Инспекции Службы безопасности полётов авиации Вооруженных Сил РФ А.В. Соболь сделал доклад о состоянии безопасности в государственной авиации РФ за 2017 год. О «культуре исполнения стандартов, как инструменте предупреждения авиационных событий» собравшимся доложил» член Совета ОРАП Валерий Владимирович Козлов. Проблеме внедрения СУБП и управлению рисками были посвящены доклады Заместителя генерального директора – директора по УБП ПАО «Авиакомпания «Ютэйр» А.М. Лушкина, Д.В. Пономаренко («Ютэйр»), А.В. Щукина (ГрК «Волга-Днепр»).

С докладом о «некоторых особенностях расследования инцидентов с участием птиц» на конференции выступил  С.К. Рыжов, представляя отраслевую группу авиационной орнитологии (ОГАО). Доклад высветил низкое качество проведения расследований столкновений с птицами, и, как следствие - невозможность выработки целевых мер по их предотвращению, невозможность разработки превентивных мер по уменьшению орнитологической опасности, приводящей к ежегодным многомиллионным потерям авиакомпаний.

А.С. Дяченко, Ю.В. Чигирев и Р.С. Секлетов (МАК) представили доклады об инновационных методах восстановления и обработки видеоматериалов при расследовании авиационных происшествий (в том числе, с Ан‑148 RA-61407, Ан‑2 RA-35171, AS350B3 RA-07275 RA-07275, Tecnam P 2002JF UP LA231), а также об исследовании микроэлектронных компонентов бортового оборудования и бытовых устройств связи и навигации для целей расследования авиационных происшествий на базе созданного научно-исследовательского центра МАК.

Сотрудники Авиарегистра России (в прошлом ГЦ БПВТ) А.Л. Тушенцов, А.А. Шанявский, А.А. Тушенцов, И.А. Илларионов представили собравшимся предметный и профессиональный разбор результатов расследования авиационных инцидентов, в том числе результаты исследования кронштейнов крепления приводов руля направления, а также кронштейна закрылка самолётов «Суперждет» (RRJ-95), агрегата управления самолёта Ту-204-100, зубчатого колеса коробки приводов двигателя ПС-90А самолета Ту‑214СУС, выявивших серьезные конструктивно-производственные недостатки данных узлов,  и другие доклады.

Специалисты МАК С.А. Якименко и В.Ю. Синицын доложили собравшимся о результатах расследования катастроф вертолёта Ми-8 RA-22869 авиакомпании «Скол» 21.10.2016, и самолёта Ан-2 RA-35171 02.09.2017 на аэродроме Черное (г. Балашиха). Обе катастрофы стали следствием регулярных серьезных нарушений требований к обеспечению безопасности полётов, а в случае с Ан-2 ещё и следствием самонадеянного, безрассудного поведения пилота, поставившего под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь посетителей авиашоу.

С обзором состояния безопасности полётов вертолётов Ми-8, Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ в гражданской авиации РФ выступил Н.Д. Осипов (ГосНИИ ГА), констатировавший серьезный рост аварийности в этом сегменте авиации. Результаты исследования комплексной системы управления КСУ учебного самолета Як-130 в связи с авиационным событием были представлены участникам Конференции С.М. Мусиным.

Об обледенении летательных аппаратов, как причине авиационных происшествий собравшимся напомнил А.А. Глушатов. Конференция завершилась дискуссией по наболевшим, злободневным темам развития авиационной индустрии.

Общество независимых расследователей авиационных происшествий ещё раз выражает искреннюю признательность за поддержку в организации Конференции и издания Сборника страховую компанию «Альфа‑страхование», группу компаний «Волга-Днепр», РААКС, McLarens, НТЦ ЭРАТ, Авиарегистр РФ, ГосНИИ ГА, НИЦ ЭРАТ 4 ЦНИИ МО РФ, МАК.

В завершение хотели бы напомнить Вам о том, что следующая, 27-я Конференция Общества пройдёт по традиции в конце марта. Приглашаем всех коллег к участию и организации Конференции. Следите за информацией на сайте Общества.