30-12. О ПРИЧИНАХ РАЗРУШЕНИЯ ГОЛОВКИ 42Д.4111 93 ЦИЛИНДРА АМОРТИЗАТОРА ЛЕВОЙ ОПОРЫ ШАССИ 42Д.4111 0 01 САМОЛЕТА ЯК 42Д RA 42373 (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СВЯЗИ С ИНЦИДЕНТОМ, ПРОИСШЕДШИМ 13.05.2017)

опора шасси Як-42ДА.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России, член Совета ОРАП
Г.А. Гуреев
Начальник сектора Авиарегистра России
И.А. Илларионов
Ведущий инженер Авиарегистра России

13.05.2017 после выполнения рейса по маршруту Челябинск – Москва на самолете Як-42Д RA-42373 обнаружены разрушения головки 42Д.4111 93 цилиндра левой опоры шасси 42Д.4111-0-01, кронштейна крепления гидрошарниров и передней по полету бронзовой втулки головки 42Д.4111-93.
На исследование поступила головка 42Д.4111 93 цилиндра амортизатора левой опоры шасси самолета Як 42Д RA 42373, принадлежащего ЗАО «АТ-Лизинг» и эксплуатируемого ООО «АК «Турухан». Одновременно с головкой цилиндра на исследование поступили кронштейн крепления цилиндра выпуска-уборки опоры, фрагмент раскоса и кронштейн крепления гидрошарниров (рис. 1 – 3).

Самолет Як-42Д RA-42373 (зав. № 4520423914323, сер. № 0111) выпуска 12.10.1989 к моменту инцидента наработал с начала эксплуатации 18287 часов (9361 полет), в том числе 9530 часов (4537 полетов) после выполнения технического обслуживания по форме «ТО 10000», проведенного 02.12.2002 в ЗАО «САЗ».
Стойка 42Д.4111-0-01 (зав. № 02115) выпуска 19.06.1989 наработала с начала эксплуатации 9361 посадку, в том числе 4537 посадок после технического обслуживания по форме «ТО-10000», выполненного 09.08.2002. В паспорте на стойку имеется отметка о проведении 09.08.2002 в НОАО «Гидромаш» работ по бюллетеню 6328/660-БД (замена деталей, имеющих ограниченный ресурс, и проверка на трещины основных силовых деталей стойки).
По сведениям исследовательской и отраслевой баз данных в процессе эксплуатации самолетов типа Як-42 случаи образования трещин и разрушений горизонтальных труб головок цилиндров амортстоек основных опор шасси ранее отмечались неоднократно и происходили на левых опорах шасси.
Всем выявленным в эксплуатации случаям разрушений горизонтальных труб головок предшествовало образование усталостных трещин с очагами на поверхности радиусного перехода R2 (см. рис. 3, вид по стрелке А, стрелка со звездой). При этом к моменту разрушения трубы усталостные трещины во всех случаях не достигали критических размеров, а их вскрытие происходило в результате перегрузок левых опор при посадках самолетов. ...

Причиной образования усталостных трещин явилось несовершенство технологического выполнения детали, не обеспечивающее должного качества ...

Материал доступен по подписке. Сборник №23.2018. ISBN 978-5-9904073-7-4

Авторизация