30-18. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КСУ УЧЕБНОГО САМОЛЕТА ЯК-130 В СВЯЗИ С АВИАЦИОННЫМ СОБЫТИЕМ

КСУ Як-130С.М. Мусин
ДТН, профессор, член ОРАП
С.А. Прудинник
КДТН, НИЦ ЦНИИ ВВС МО РФ
Д.Г. Дорохов
КДТН, НИЦ ЦНИИ ВВС МО РФ
Д.А. Сутормин
НИЦ ЦНИИ ВВС МО РФ

В настоящее время осуществляется интенсивная эксплуатация учебно-тренировочных воздушных судов нового поколения типа Як-130, обладающих новым качеством. На борту воздушного судна применяется комплексная система управления КСУ, имеющая четыре цифровых резервных канала.
Комплексная система управления самолетом, совместно с взаимодействующими системами, предназначена для ручного и автоматического (директорного) управления самолетом.
Общая схема КСУ показана на рис. 1.
Комплексная система управления обеспечивает:
– требуемые характеристики боковой и продольной устойчивости и управляемости самолета во всем эксплуатационном диапазоне высот и скоростей полета, углов атаки и перегрузок с учетом подвесок и без подвесок;
– автоматическое ограничение предельных эксплуатационных значений угла атаки, нормальной перегрузки;
– автоматическое отклонение носков крыла в зависимости от текущего угла атаки в соответствии с заданным законом и по команде экипажа;
– автоматическую балансировку самолета по тангажу и крену при уборке-выпуске носков крыла, тормозного щитка, закрылков, после схода подвесок;
– управление закрылками автоматическое и по командам экипажа;
– выдачу информации об углах отклонения (положении) управляемых поверхностей в систему индикации самолета;
– заданные приоритеты управления закрылками, механизмами разгрузки ручки управления и педалей, выбора режима управления носками крыла, между кабинами инструктора и курсанта;
– отключение отказавшего оборудования, систем, датчиков, режимов управления с выдачей соответствующей информации в системы индикации, сигнализации, регистрации и речевой информации;
– триммирование по тангажу, крену и курсу;
– выдачу параметров в резервном режиме индикации при отказе МКИО;
– выдачу информации о состоянии КСУ в систему индикации самолета.

В сентябре 2017 года при выполнении маневрирования, фигура «горизонтальная бочка», (в основном режиме работы КСУ) сразу после выхода самолета из перевернутого положения система СКАТ зафиксировала одновременно сигнал «отказ элерона правого 1 канала» и «всплеск» на 1гр (от нулевого положения) сигнала правой концевой секции носков крыла. Далее во время полета последовательно фиксируются следующие сигналы отказов «Единичный отказ привода элерона правого», «Отказ стабилизатора 1 канал», «Единичный отказ привода стабилизатора», «Отказ датчиков КСУ», «Единичный отказ WZ», «Нет резерва элерона правого», «Нет резерва стабилизатора», «Отказ резервного режима», «Отказ датчиков КСУ 3 канал», «Отказ датчиков КСУ 1 канал», «Отказ элерона правого 3 канал», «Отказ элерона правого 2 канал», «Отказ элерона правого», «Нет резерва КСУ», «Отказ элерона правого 4 канал». Речевой информатор выдал в эфир и членам экипажа сообщение «Отказ СДУ». Затем произошла полная потеря управляемости самолета, и экипаж осуществил катапультирование. Члены экипажа невредимы. На земле жертв и разрушений нет. В результате авиационного события самолет столкнулся с землей и загорелся. Управляющий блок системы КСУ в зоне пожара практически выгорел полностью. ...

Материал доступен по подписке. Сборник №23.2018. ISBN 978-5-9904073-7-4

Авторизация