Статьи

Статьи сборников

30-08. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ ИНЦИДЕНТОВ С УЧАСТИЕМ ПТИЦ

С.К Рыжов
руководитель Отраслевой группы авиационной орнитологии в составе компании «Два Крыла» (ООО)

Специалисты Отраслевой группы авиационной орнитологии на протяжении многих лет (в 2017 г. ОГАО отметала 50-летие своей исследовательской деятельности) изучают материалы расследований инцидентов и авиационных происшествий (АП) с участием птиц, но с 1991 года, по известным причинам, эта работа касается преимущественно авиационных событий имевших место в российской гражданской авиации. Поэтому, и замечания по текущей ситуации, связанной с расследованиями, будут сделаны на основании рассмотрения российского информационного материала. Необходимо особо отметить, что проблема предотвращения столкновений с птицами в авиации и, соответственно, вопросы, связанные с расследованием подобных случаев имеют крайне высокую специфичность, поскольку, в основе своей имеют взаимодействие между сложными техническими устройствами, созданными и управляемыми человеком, с одной стороны, а с другой стороны, с биологическими объектами, отличающимися сложным поведением и высокими адаптивными способностями.

30-12. О ПРИЧИНАХ РАЗРУШЕНИЯ ГОЛОВКИ 42Д.4111 93 ЦИЛИНДРА АМОРТИЗАТОРА ЛЕВОЙ ОПОРЫ ШАССИ 42Д.4111 0 01 САМОЛЕТА ЯК 42Д RA 42373 (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СВЯЗИ С ИНЦИДЕНТОМ, ПРОИСШЕДШИМ 13.05.2017)

опора шасси Як-42ДА.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России, член Совета ОРАП
Г.А. Гуреев
Начальник сектора Авиарегистра России
И.А. Илларионов
Ведущий инженер Авиарегистра России

13.05.2017 после выполнения рейса по маршруту Челябинск – Москва на самолете Як-42Д RA-42373 обнаружены разрушения головки 42Д.4111 93 цилиндра левой опоры шасси 42Д.4111-0-01, кронштейна крепления гидрошарниров и передней по полету бронзовой втулки головки 42Д.4111-93.
На исследование поступила головка 42Д.4111 93 цилиндра амортизатора левой опоры шасси самолета Як 42Д RA 42373, принадлежащего ЗАО «АТ-Лизинг» и эксплуатируемого ООО «АК «Турухан». Одновременно с головкой цилиндра на исследование поступили кронштейн крепления цилиндра выпуска-уборки опоры, фрагмент раскоса и кронштейн крепления гидрошарниров (рис. 1 – 3).

30-09. РЕЗУЛЬТАТЫ РАССЛЕДОВАНИЯ КАТАСТРОФЫ ВЕРТОЛЕТА МИ-8Т RA-22869 ООО «АК СКОЛ»

Ми-8Т 22869 СколС.А. Якименко
Заместитель Председателя Комиссии по расследованию АП МАК, Председатель комиссии по расследованию АП

21.10.2016 при выполнении в ночных условиях коммерческого рейса по маршруту аэродром Уренгой – п. п. Сузун – аэродром Уренгой (на борту вертолета находились три члена экипажа и 19 пассажиров) произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22869 ООО «Авиакомпания «СКОЛ» Экипаж и 16 пассажиров погибли, 3 пассажира получили телесные повреждения различной степени тяжести.
...
Из анализа результатов осмотра места АП; установленных фактов и обстоятельств полета; результатов проведенных математического моделирования и расчетов (по данным, зарегистрированным бортовой системой регистрации СДК-8 и системой регистрации звуковой информации МС-61); представленных данных о подготовке экипажа и организации летной работы в авиакомпании, медицинских документов, а также данных о техническом обслуживании ВС; результатов судебно-медицинских исследований, установлено:

30-13. О ПРИЧИНАХ РАЗРУШЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ ОПОРЫ ШАССИ САМОЛЕТА DA-40NG RA-02602 (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СВЯЗИ С ИНЦИДЕНТОМ, ПРОИСШЕДШИМ 06.09.2017)

опора шасси DA-40NGА.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России, член Совета ОРАП
И.А. Илларионов
Ведущий инженер Авиарегистра России
М.А. Тарасова
Инженер Авиарегистра России

06.09.2017 на посадочной площадке Красный Кут после выполнения учебно-тренировочного полета на самолете DA-40NG RA 02602 при заруливании на линию осмотра для замены экипажа произошло разрушение оси стойки поворотной вилки переднего колеса и повреждение воздушного винта.
На исследование поступили фрагменты передней опоры шасси p/n D44-3223-10-00X01 самолета DA-40NG RA-02602 ККЛУ ГА филиала ФГБОУ ВО УИ ГА.
Самолет DA-40NG RA-02602 выпуска Diamond Aircraft Industries (Австрия) 29.09.2013 наработал с начала эксплуатации 1358 часов (3571 посадку). Последнее периодическое техническое обслуживание самолета по 100-часовой форме выполнено 22.08.2017, последнее оперативное ТО выполнено 06.09.2017.
Передняя опора шасси p/n D44-3223-10-00X01 выпуска 27.06.2013 наработала с начала эксплуатации 3571 посадку. Последняя проверка передней опоры по бюллетеню MSB 40NG-020 проведена 29.08.2017 при наработке 3500 посадок.

30-10. НОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ НТЦ МАК

лаборатория МАКА.С. Дяченко
член Совета ОРАП, МАК
Р.С. Секлетов
член Совета ОРАП, МАК
С.В. Зайко
член Совета ОРАП, МАК

В начале 2018 года Научно-технический центр Межгосударственного Авиационного Комитета открыл новую лабораторию по восстановлению информации с современных бортовых регистраторов, бортовых устройств навигации и управления, персональных электронных устройств, получаемых с мест авиационных происшествий.
Концепция создания новой лаборатории была сформирована в результате проведенных научно-исследовательских работ, научно-технических разработок, а также на основе опыта, полученного в ходе расследований и, особенно, в ходе регулярных встреч и обмена опытом с коллегами из ведущих органов расследования других стран (Франции, США, Великобритании и др.), в том числе в рамках рабочей группы по самописцам IRIG. Несмотря на то, то к тому времени лаборатория МАК уже располагала минимально-необходимым инструментарием для проведения работ с микроэлектронными компонентами, ряд операций и технологий оставались для нас недоступными. В этой связи было принято решение по созданию нового лабораторного пространства с объединением там нескольких зон, необходимых для проведения работ по осмотру, вскрытию бортовых регистраторов и других устройств, копированию информации, а также для безопасной и квалифицированной работы с микроэлектронными элементами. Проектированием нового пространства занимались специалисты нашей лаборатории.

30-14. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА 94 06 8253 01 № 100903 КОРОБКИ ПРИВОДОВ ДВИГАТЕЛЯ ПС-90А № 3949043032026СН САМОЛЕТА ТУ-214СУС RA-64522

коробка приводов ПС-90А Ту-214А.А. Шанявский
д.т.н., начальник отдела Авиарегистра России
А.Л. Тушенцов
член Совета ОРАП, начальник отдела Авиарегистра России
А.Н. Солдатенков
Авиационный регистр Российской Федерации

06.04.2017 при выполнении послеполетного технического обслуживания самолета Ту-214СУС RA-64522 ФГБУ «СЛО «Россия» на двигателе СУ № 2 было обнаружено повреждение рабочих лопаток вентилятора и повреждение (отгиб) на одной рабочей лопатке первой ступени КВД со стороны входной кромки. Двигатель ПС 90А № 3949043032026сн был отстранен от эксплуатации и направлен в АО «ОДК-ПМ» для проведения локального ремонта.
При проведении ремонта двигателя была обнаружена трещина на зубчатом колесе 94-06-8253-01 № 100903 коробки приводов в зоне электронно-лучевой сварки (ЭЛС) с применением методов неразрушающего контроля.

30-11. О ПРИЧИНАХ ОТКАЗА АГРЕГАТА УПРАВЛЕНИЯ УГ166 2 № 0900090, ПРИВЕДШЕГО К АВИАЦИОННОМУ ИНЦИДЕНТУ С САМОЛЕТОМ ТУ-204-100 RA-64017 (ПРИ ПОСАДКЕ РАЗРУШЕНИЕ ДВУХ ШИН НА ЗАДНЕЙ ОСИ ЛЕВОЙ ОПОРЫ ШАССИ)

УГ166 Ту-204А.А. Тушенцов
начальник сектора Авиарегистра России

09.12.2016 при выполнении рейса по маршруту Махачкала-Домодедово на самолете Ту-204-100 RA-64017 АО «Ред Вингс» после посадки обнаружено разрушение двух шин на задней оси левой основной опоры шасси.
При проверке на земле по ТК 032.40.00В основной системы торможения в режиме автоматического торможения выявлено скачкообразное изменение давления в задней паре колес левой опоры шасси. Комиссия по расследованию пришла к выводу об отказе агрегата управления УГ166 2 № 0900090.
В Авиарегистр России поступил на исследование агрегат управления УГ166 2 № 0900090 с самолета Ту 204 RA 64017 АО «Ред Винг» в связи с инцидентом (разрушение двух пневматиков задней оси левой основной опоры шасси при посадке), происшедшим 09.12.2016 в аэропорту Домодедово.
Агрегат управления УГ166 2 № 0900090 выпуска 01.11.2000 ОАО «АК Рубин» наработал с начала эксплуатации 16740 часов (6196 посадок).

30-15. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРОНШТЕЙНА Т7.92.3320.150.000.7010-801С КРЕПЛЕНИЯ ВЕРХНЕГО ПРИВОДА РУЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТА RRJ 95B RA 89051 В СВЯЗИ С РАЗРУШЕНИЕМ

кронштейн руля направления RRJ-95BА.Л. Тушенцов
Начальник отдела Авиарегистра России, член Совета ОРАП
А.А. Шанявский
д.т.н., начальник отдела Авиарегистра России

22.05.2017 при выполнении работ по техническому обслуживанию самолета RRJ-95B RA-89051 по форме «1С» обнаружено разрушение кронштейна Т7.92.3320.150.000.7010-801С крепления верхнего привода руля направления самолета RRJ-95B RA-89051 (рис. 1).
Самолет RRJ-95B RA-89051 выпуска 16.05.2015 наработал с начала эксплуатации 3785 часов, совершил 2345 полетов.

Авторизация